Егорова Н.С.
ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ: БИБЛИОТЕКИ И
 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ 
        Если завтра мы хотим жить в гуманном обществе, то сегодня общество должно создать условия для культурного и нравственного развития личности ребенка. 
Проводниками в жизнь идей гуманистического воспитания должны стать в первую очередь учреждения культуры. И сколько бы ни спорили о функциях библиотек, для библиотечного работника детской библиотеки особое значение имеет функция воспитания читателя. Как точно определил С.И. Гессен, «всесторонне развитой человек - это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обаяние, но прежде всего тот, кто приобщился к ценностям культуры ...» И начинать такое развитие необходимо с детства. При этом путь гуманизации воспитательного процесса лежит через особое внимание воспитателя к способностям воспитуемого, к его внутреннему миру и потребностям. 
 Истоки творческих сил человека восходят к детству, в детские годы обнаруживаются предпосылки творчества. Но часто они используются недостаточно, либо оказываются вовсе невостребованными. Ни к чему неспособных детей нет. Каждый ребенок по-своему умен и талантлив. Подтверждением может служить педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Настоящей программой для воспитателя могут быть слова Н.И. Сентюриной : «Ребенок по природе - творец, мечтатель, его воображению тесно в четырех стенах комнаты и класса. Необходимо предоставить ему больше света, воздуха, солнца в помещении; больше интереса, жизнерадостности в приемах обучения и увлечь его юную восприимчивую душу обаянием всего Доброго и Прекрасного». 
         До недавнего времени главной целью обучения считалось овладение учащимися определенными знаниями, умениями и навыками. Отрадно, что в последнее время появились ростки осознания того, что важнейшей задачей начального образования является воспитание творческой личности. И это особенно актуально сегодня для нашего общества. 
 Задача воспитателя, педагога, библиотекаря, родителя - создать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей ребенка.
 Но воспитание духовно развитой, нетривиально мыслящей личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным достижениям, т.е. без общения с книгой. 
 Очень нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать полноценного читателя. Ведь только истинное чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве», способствует развитию личности ребенка. Но очень часто, к сожалению, приходится сталкиваться с формальным подходом к пониманию художественной литературы, разрушающему ее как искусство, дающему детям извращенное представление о литературе только как об источнике информации. 
         Как же на практике, дидактически решить задачу воспитания творческого читателя? Ответы на эти вопросы я дает исследовательская работа с учащимися младших классов. Задача состоит в том, чтобы, создавая ситуации творческого общения, творческого диалога, дать возможность каждому ребенку самовыразиться, проявить себя, поверить в свои силы. Вся система заданий должна быть направлена не только на пробуждение творческой активности, но и позволять многому научиться в игровой, занимательной форме. В работе с детьми надо реализовать основные принципы педагогики сотворчества. 
 Для каждого, кто работает с детьми, будь то учитель или библиотекарь, непреложной должна быть истина: «Положительные результаты возможны лишь в том случае, если ты сам, как личность, не чужд творчеству и постоянному поиску».
Hosted by uCoz