Егорова Н.С.
|
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ |
Если завтра мы хотим жить в гуманном обществе, то сегодня общество должно
создать условия для культурного и нравственного развития личности ребенка.
Проводниками
в жизнь идей гуманистического воспитания должны стать в первую очередь
учреждения культуры. И сколько бы ни спорили о функциях библиотек, для
библиотечного работника детской библиотеки особое значение имеет функция
воспитания читателя. Как точно определил С.И. Гессен, «всесторонне развитой
человек - это не тот, у которого развиты зрение, слух, осязание, обаяние,
но прежде всего тот, кто приобщился к ценностям культуры ...» И начинать
такое развитие необходимо с детства. При этом путь гуманизации воспитательного
процесса лежит через особое внимание воспитателя к способностям воспитуемого,
к его внутреннему миру и потребностям.
Истоки
творческих сил человека восходят к детству, в детские годы обнаруживаются
предпосылки творчества. Но часто они используются недостаточно, либо оказываются
вовсе невостребованными. Ни к чему неспособных детей нет. Каждый ребенок
по-своему умен и талантлив. Подтверждением может служить педагогическая
деятельность С.Т. Шацкого. Настоящей программой для воспитателя могут быть
слова Н.И. Сентюриной : «Ребенок по природе - творец, мечтатель, его воображению
тесно в четырех стенах комнаты и класса. Необходимо предоставить ему больше
света, воздуха, солнца в помещении; больше интереса, жизнерадостности в
приемах обучения и увлечь его юную восприимчивую душу обаянием всего Доброго
и Прекрасного».
До недавнего времени главной целью обучения считалось овладение учащимися
определенными знаниями, умениями и навыками. Отрадно, что в последнее время
появились ростки осознания того, что важнейшей задачей начального образования
является воспитание творческой личности. И это особенно актуально сегодня
для нашего общества.
Задача
воспитателя, педагога, библиотекаря, родителя - создать условия для пробуждения
и развития собственных творческих способностей ребенка.
Но
воспитание духовно развитой, нетривиально мыслящей личности невозможно
без приобщения к общечеловеческим культурным достижениям, т.е. без общения
с книгой.
Очень
нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать полноценного
читателя. Ведь только истинное чтение, которое, по словам М. Цветаевой,
«есть соучастие в творчестве», способствует развитию личности ребенка.
Но очень часто, к сожалению, приходится сталкиваться с формальным подходом
к пониманию художественной литературы, разрушающему ее как искусство, дающему
детям извращенное представление о литературе только как об источнике информации.
Как же на практике, дидактически решить задачу воспитания творческого читателя?
Ответы на эти вопросы я дает исследовательская работа с учащимися младших
классов. Задача состоит в том, чтобы, создавая ситуации творческого общения,
творческого диалога, дать возможность каждому ребенку самовыразиться, проявить
себя, поверить в свои силы. Вся система заданий должна быть направлена
не только на пробуждение творческой активности, но и позволять многому
научиться в игровой, занимательной форме. В работе с детьми надо реализовать
основные принципы педагогики сотворчества.
Для
каждого, кто работает с детьми, будь то учитель или библиотекарь, непреложной
должна быть истина: «Положительные результаты возможны лишь в том случае,
если ты сам, как личность, не чужд творчеству и постоянному поиску».
|