Евдокимова Л.В.
|
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА |
Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков
и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового
процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге,
раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного
участия в созидании культуры. Осмысление этой программной цели требует
конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института.
Воспользуемся для этого наиболее авторитетным в отечественной науке о личности
деятельностным подходом. Согласно ему, человек развивается лишь в условиях
самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим
миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования.
Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой
онтогенеза личности.
Информационная
среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое
поле для различных видов активности. Он в зависимости от возрастных и индивидуальных
потребностей может и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться
школьными уроками, и отдохнуть. И все же центральное место здесь занимает
читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору,
восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность
библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов,
но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации
коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется.
Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений
и навыков читательской деятельности.
Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного
обслуживания. Ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения,
чтобы успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь
систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении
художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не
признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека,
таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении,
закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные
ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность
совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы взаимосвязаны
и опираются друг на друга. Потому чтение и способно изменить детскую душу,
что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно,
что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт
дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной
культуры наиболее эффективными средствами.
Но
для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание
чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего
разные сферы личности - эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных
отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления
о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих
читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм
работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора
книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого
замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.
Вслед за психологической переориентацией профессионалов могут измениться
представления у посетителей библиотеки. Локальные срезы отношения к чтению
подростков 5-9 классов г. Краснодара, проводившиеся на кафедре детской
литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством КГАКИ в течение
трех лет, выявили довольно примитивные характеристики «хорошего» читателя.
По мнению ребят, это тот, кто регулярно посещает библиотеку, много читает,
возвращает книги в срок, не портит их. Не только младшим подросткам, но
и старшеклассникам оказались неведомы такие глубинные характеристики читательской
культуры, как умение самостоятельно искать информацию, используя различные
библиотечно-библиографические возможности, осмысливать содержание прочитанного,
вступать в своеобразный диалог с писателем. Такие упрощенные взгляды снижают
реальную значимость чтения в жизни школьника.
Важным
условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является
организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества
и сотворчества. Именно в совместной деятельности, направленной на преодоление
возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые
грани библиотечного обслуживания. По нашим данным, с возрастом растет число
тех, кто желает воспользоваться квалифицированной поддержкой взрослого
партнера. Библиотекарю же практика совместной работы дает возможность,
с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой -
взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности
ребенка.
|