Бирюкова Н.Н.
ВЫСТАВКА-ДИАЛОГ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ:
 ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
        Развитию индивидуальных творческих способностей читателей-подростков в библиотеке способствуют использование активных методов общения, стимулирующих их читательскую, интеллектуальную, эмоциональную деятельность.
Основное противоречие подросткового периода, состоящее в стремлении подростка к самостоятельности, протесте против опеки и контроля, с одной стороны, и потребности в общении со взрослыми как средстве познания мира и самого себя - с другой - ставит библиотекаря перед необходимостью многовариантного общения, вынуждает применять как непосредственное общение, так и методы общения, опосредованные наглядными формами работы. Это отвечает как потребностям большой части читателей-подростков, так и возможностям библиотеки. Почти четверть респондентов из числа читателей 11-13 лет отрицательно относятся к прямому контакту с библиотекарем, однако довольно активно обращаются к книжным выставкам, библиографическим спискам, наконец, к открытому доступу к фондам. Именно через оптимальную организацию открытого доступа, справочно-библиографического аппарата, оформление книжных выставок, плакатов проявляется воздействие библиотекаря на читателя в таком случае. 
 Широкое распространение в библиотечной практике получило использование диалоговых методов в выставочной работе, сложился и оформился такой вид выставки, как выставка-диалог. Выставка-диалог является эффективной формой рекомендации литературы на основе самовыражения библиотекаря и читателя. 
         Она способствует раскрытию книжного фонда библиотеки и рекомендации лучшей литературы; помогает читателю-подростку ориентироваться в библиотеке и выбрать книгу в соответствии со своими интересами и потребностями; стимулирует читательскую и творческую деятельность ребят; создает условия для самораскрытия, самореализации как библиотекаря, так и читателей. 
 Успех такой выставки во многом зависит от выбора темы. Тема выставки-диалога должна нести в себе проблемную, дискуссионную направленность, отражать читательские потребности и запросы, давать подростку пищу для размышлений. Библиотекарь определяет тему выставки, опираясь на интерес подростков к собственной личности, взаимоотношениям девочек и мальчиков, вопросам дружбы и любви, а также учитывая их увлечение приключенческой, детективной литературой и т.д. 
 Технология организации м оформления выставки-диалога традиционна, новаторским является обогащение ее оригинальными приемами. Это формулировка заголовка в форме вопроса или обращения к читателям, применение реплик-размышлений, восклицаний; использование системы вопросов и загадок к отдельным разделам выставки, комментариев, дающих установку на соответствующее восприятие представленной литературы, приглашения читателя к участию в оформлении выставки и др. 
         Представляя на выставке лучшие произведения для подростков, сопровождая их соответствующим текстом, библиотекарь неназойливо формирует круг чтения школьников, создает установку на осознанное прочтение литературы, способствует углубленному восприятию текста, воспитывает умение сопоставлять авторское изображение действительности с собственным опытом, реальной жизнью. 
 Оригинальность структуры, нетрадиционный подход к оформлению, использование игровых приемов - все это создает благоприятные условия для возникновения содержательной и интенсивной мысли читателя, стимулирует его творческую активность, воздействует на эмоциональную сферу подростка, обеспечивает возможность заинтересованного диалога между читателями-сверстниками и библиотекарем. 
 Выставка-диалог предполагает организацию непосредственного общения около нее. Нестандартное оформление выставки позволяет развернуть интересные беседы, обзоры, устроить викторину у выставки, завязать дискуссию. 
 Выставка-диалог, являясь результатом творчества библиотекаря, открывает широкие возможности для его профессиональной самореализации, выражения собственных воззрений, мироощущения. В то же время выставка-диалог позволяет библиотекарю привлечь ребят к содержательному взаимообогащающему сотрудничеству, решению тех задач, которыми занимается сам. 
Hosted by uCoz