Чудинова В.П.
|
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ |
Несколько лет назад Россия присоединилась к ряду стран и подписала Конвенцию
ООН о правах детей. В их ряду - права ребенка на получение образования,
информации, культурное развитие. Библиотека - место, где ребенок может
бесплатно реализовать эти права. Поэтому она является одним из гарантов
прав детей.
Для
того, чтобы библиотека, особенно детская могла осуществить социальную функцию
помощи детству, она должна развивать и совершенствовать свою деятельность.
Именно по этому в странах Запада большое значение придается библиотечному
обслуживанию детства.
Изучение
опыта ряда западных стран показывает, что библиотека становится центром
учебного процесса Меняется традиционная точка зрения на образовательный
процесс. Обучение происходит не в классе, а в школьной библиотеке-медиатеке,
которая становится местом, где ребенок учится искать информацию и работать
с ней.
Реформа
образования в ряде западных стран осуществляется непосредственно через
реорганизацию традиционного библиотечного обслуживания и изменения функций
и роли библиотеки в этом процессе. Начало процесса получения информационной
грамотности и непрерывного самообразования личности осуществляется сегодня
в школьной и детской библиотеке.
О
важности библиотечной работы с детьми говорит, например, тот факт, что
в США - одной из наиболее развитых библиотечных держав мира права ребенка
на библиотечное обслуживание относятся к приоритетным. Так, в центре внимания
ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации в1997 г. обсуждался
документ: «Дети на могут ждать: библиотека защищает их права сегодня».
«Проблемное поле» в этой области можно обозначить следующим образом:
1)
изменение потребностей детей - реальных и потенциальных пользователей детских,
юношеских, школьных библиотек;
2)
направления, подходы, формы и методы библиотечного обслуживания детей;
3) новые подходы к комплектованию фондов публичных детских,
школьных библиотек, анализ критериев при отборе как книжных, так и некнижных
материалов;
4) подготовка кадров для библиотек по работе с детьми
и юношеством;
5) планирование библиотечной работы с детьми.
|