Тананыкина Л.В.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
 КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ
 ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ 
 УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕБОЛЬШОГО ГОРОДА
        Для многих библиотечных работников становится очевидным, что систематизация основных направлений совершенствования деятельности детских библиотек с последующим обобщением в рамках целевых комплексных программ является объективной необходимостью. Основу подобных программ составляет оптимальная организация, максимально полно удовлетворяющая разнообразные читательские потребности, учитывающая интересы и удобства читателей, внедрение нетрадиционных форм и методов работы. 
 Комплексность программы формирования культуры чтения детей требует всестороннего изучения условий, влияющих на ее эффективность. Такие исследования затруднены из-за больших финансовых издержек, привлечения большого количества специалистов, связанных с учебно-воспитательным процессом, материальными затратами на сбор и обработку показателей, а проводимые глобальные исследования содержат обобщенные результаты, не всегда отвечающие требованиям конкретного региона, города. библиотеки. В сложившихся экономических условиях функционирования детских библиотек локальные исследования более приемлемы. Подобные программы позволяют вести одновременно несколько параллельных исследований, варьировать методы изучения, внедрять новые технологии, апробировать рабочие гипотезы, возникающие в ходе исследования. Гибкость программ делает их наиболее удобными в современной исследовательской практике. Возможность внедрения оригинальных авторских решений в организацию библиотечного обслуживания, финансирования из различных источников поддержки инновационных начинаний (не только государственных, но и независимых фондов),  высокий коэффициент результатов позволяют использовать их шире.
         Формирование культуры чтения, как педагогическая проблема, является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Активность творческой научной мысли, дискуссии на научных конференциях, обсуждение на страницах профессиональной печати, в средствах массовой информации способствовали разработке понятия «культура чтения», ее научному обоснованию. Анализ литературы, социологических исследований, обобщение опыта библиотек позволили сделать вывод о том, что формирование культуры чтения зависит от ряда объективных и субъективных причин, условий, факторов. «Под системой, - отмечает Соболева А.А.,- мы понимаем совокупность взаимодействующих основных процессов социокультурной деятельности библиотеки, объединенных для достижения целей формирования культуры чтения. Центральное звено такого взаимодействия - изучение социально-демографичесих и социально-психологических особенностей читателей, читательских потребностей, интересов, читательских характеристик проявляющихся в мотивах обращения к книге, отборе источников, организации чтения, в восприятии и оценке прочитанного». Целостность системы, взаимообусловленность ее элементов обеспечивается такими процессами, как планирование, комплектование, библиотечно-библиографическое обслуживание, сотрудничество с внешними социокультурными институтами. 
 Подобные исходные данные позволили создать соответствующую программу по совершенствованию формирования культуры чтения младших школьников в условиях небольшого города (Каспийск, Республика Дагестан). Работа предусматривала изучение существующей системы библиотечного обслуживания и обучения библиотечно-библиографическими знаниям учащихся младшего школьного возраста города-спутника столицы Республики, выявление уровня культуры чтения, библиотечно-библиографической грамотности учащихся и выработку рекомендаций для создания эффективной, гибкой системы библиотечного обслуживания учащихся, способствующей формированию культуры чтения. 
         Целью исследования было создание оптимальной системы формирования культуры чтения младших школьников на базе объединения образовательно-воспитательных учреждений разной ведомственной принадлежности в условиях одной административно-территориальной единицы. Все мероприятия, предусмотренные программой, разделялись по трем направлениям: общеобразовательные, в помощь учебному процессу, библиотечно-библиографические. Действие программы рассчитывалось на один год, по окончании которого, проведено исследование, выявляющее результативность работы с младшими школьниками. К окончанию учебного года высшим уровнем культуры чтения в экспериментальных группах обладало 4,3% младших школьников, в контрольной - 1,3%, средним уровнем культуры чтения в экспериментальных группах обладало 20% учащихся, в контрольной - 2,3%, низшим уровнем культуры чтения в экспериментальной группе - 75,7%, в контрольной - 96,4%. 
Hosted by uCoz