Полевина Е.В.
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
 ДЕТЕЙ - ЧИТАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
        Мы трактуем литературно-творческую способность как неотъемлемую составную комплексного понятия творческое чтение, которое, в свою очередь, определяем как: ... процесс личностно значимой духовно-интеллектуальной творческой деятельности, окрашенной индивидуальными характеристиками каждого человека,... благоприятно влияющий на целостное гармоническое развитие человека, гомонизирующей его, развивающий континуум: мысль- чувство- действие». 
 Подчеркивается единение духовного, нравственного и интеллектуального аспектов как собственно читательской, так специфической литературно-творческой деятельности. Она одновременно выступает как: 
 а) непосредственно вытекающая из способности целостного, эстетического восприятия произведений художественной литературы; 
 б) действенно влияющая на развитие способности вкуса, то есть, на эстетическую реакцию читателя, на его интерес к чтению высокой литературы, на его критерии анализа и оценки прочитанного произведения. 
 Особое значение имеет воображение, ибо именно оно позволяет человеку выйти за пределы сугубо житейского (живого, непосредственного) опыта и «непосредственного познания»; синтезирует знания, понятия, представления о мире, жизни, человеке, приобретенные в реальном личном опыте, с теми, которые освоены через эстетическое восприятие произведений искусства: «Искусство словесного творчества, искусство создания характеров и «типов», требует воображения, догадки, выдумки» (М. Горький). Это заключение относимо и к созданию литературного произведения, и к эстетическому его восприятию читателем. 
         Отмечаются три особенности творческого воображения. 
  1.    Творческое воображение - сложная способность, которая не может быть сведена к какому либо одному факту, например, к логическим операциям по поводу прочитанного и того, что сочиняет сам ребенок - читатель библиотеки. Творческое воображение требует всего человека, а не только лишь его интеллекта; напряжения и соучастия многих его способностей. 
  2.    Творческому воображению присуща «чувственная конкретность» (Гегель). Нельзя «воображать нечто», подобно тому, как можно мыслить чисто. логически. Творческое воображение всегда конкретно - 
  3.    Творческое воображение индивидуально. Отсюда многообразие реакции на одно и тоже явление, различное видение одного итого же предмета, факта. С учетом этого мы говорим о детерминированности творческого воображения, а значит, и способности литературного творчества, как способности литературного творческого воображения личности. 
  4.  Каждая из этих особенностей и все они взятые вместе определяют эффективность практической работы с детьми-читателями.
Hosted by uCoz