Полевина Е.В.
|
ДЕТЕЙ - ЧИТАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ |
Мы трактуем литературно-творческую способность как неотъемлемую составную
комплексного понятия творческое чтение, которое, в свою очередь,
определяем как: ... процесс личностно значимой духовно-интеллектуальной
творческой деятельности, окрашенной индивидуальными характеристиками каждого
человека,... благоприятно влияющий на целостное гармоническое развитие
человека, гомонизирующей его, развивающий континуум: мысль- чувство- действие».
Подчеркивается
единение духовного, нравственного и интеллектуального аспектов как собственно
читательской, так специфической литературно-творческой деятельности. Она
одновременно выступает как:
а)
непосредственно вытекающая из способности целостного, эстетического восприятия
произведений художественной литературы;
б)
действенно влияющая на развитие способности вкуса, то есть, на эстетическую
реакцию читателя, на его интерес к чтению высокой литературы, на его критерии
анализа и оценки прочитанного произведения.
Особое
значение имеет воображение, ибо именно оно позволяет человеку выйти за
пределы сугубо житейского (живого, непосредственного) опыта и «непосредственного
познания»; синтезирует знания, понятия, представления о мире, жизни, человеке,
приобретенные в реальном личном опыте, с теми, которые освоены через эстетическое
восприятие произведений искусства: «Искусство словесного творчества, искусство
создания характеров и «типов», требует воображения, догадки, выдумки» (М.
Горький). Это заключение относимо и к созданию литературного произведения,
и к эстетическому его восприятию читателем.
Отмечаются три особенности творческого воображения.
1. Творческое воображение - сложная способность, которая
не может быть сведена к какому либо одному факту, например, к логическим
операциям по поводу прочитанного и того, что сочиняет сам ребенок - читатель
библиотеки. Творческое воображение требует всего человека, а не только
лишь его интеллекта; напряжения и соучастия многих его способностей.
2. Творческому воображению присуща «чувственная конкретность»
(Гегель). Нельзя «воображать нечто», подобно тому, как можно мыслить чисто.
логически. Творческое воображение всегда конкретно -
3. Творческое воображение индивидуально. Отсюда многообразие
реакции на одно и тоже явление, различное видение одного итого же предмета,
факта. С учетом этого мы говорим о детерминированности творческого воображения,
а значит, и способности литературного творчества, как способности литературного
творческого воображения личности.
4. Каждая из этих особенностей и все они взятые вместе определяют
эффективность практической работы с детьми-читателями.
|