Олзоева Г.К.
ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
        Оптимизация деятельности юношеских библиотек во многом определяется отношением к ним читателей. Реализация в библиотеках маркетингового подхода обусловливает установку на изучение различных сторон читательской деятельности юношества. По заявке Бурятской Республиканской юношеской библиотеки проведено социологическое исследование «Библиотека глазами старшеклассников». Опрошено 150 старшеклассников двух близлежащих школ.
 Маркетинговое исследование выявляет определенные противоречия в интересах юношества и приоритетах библиотек, а именно насколько полно библиотека намерена удовлетворять интересы своих читателей. Ныне библиотека является единственным бесплатным учреждением, способным в известной степени организовать досуговую, учебную деятельность юношества. Какое место она предполагает занять в жизни подростков? 
 Выявлено, подавляющее число старшеклассников - 68% предпочитают проводить свободное время вне дома, но в кругу друзей. Какой из этого можно сделать вывод и какие дать рекомендации? Роль юношеских библиотек в организации досуга в целом незначительна. Большинство читателей (96%) посещают библиотеки с деловой целью (написание рефератов, докладов, подготовка к занятиям). Посещение массовых мероприятий не занимает важного места в досуге молодежи. Юношеская библиотека должна решить для себя важный вопрос: в какой степени она должна стать организатором свободного времени, центром неформального общения старшеклассников? Это явно неразработанное направление. Не готовы обе стороны. У юных читателей библиотека ассоциируется прежде всего с информацией, тишиной, образованием. 
        Большое место в жизни старшеклассников занимает музыка. 91% назвали ее любимым занятием в свободное время. Как реагирует на это библиотека? Отдел искусств достаточно полно укомплектован записями современной музыки. Читатели имеют возможность слушать ее, записывать, читать о своих любимых группах, музыкантах. Однако в планах работы библиотеки кроме выставок никаких мероприятий, связанных с их главным интересом, нет. 
 В какой степени молодежная субкультура должна проникать в библиотеку? Примеры диалога с молодежью на их «языке» ярко демонстрируют соответствующие теле и радиопередачи, где ведущие, их облик, слэнг соответствует вкусам молодежи. Некоторые старшеклассники также хотят видеть библиотеку чисто «юношеской». На вопрос «Какие чувства и эмоции вызывает у вас библиотека?» по 25% ответили - радость и равнодушие. Затем - уныние - 17%, скука - 16%, уважение - 13%, восхищение - 12%, волнение - 13%, раздражение - 13%, серьезность - 11%. Необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к библиотеке. Возможно, что этому будет способствовать стиль отношений между библиотекарем и читателем. 76% из них хотели бы, чтобы к ним обращались на «Вы». 
 Немногим больше половины хотели бы видеть библиотекарей молодыми, а ведущими массовых мероприятий - своих сверстников. 
 Среди пожеланий старшеклассников - сделать оформление библиотеки более ярким, современным. Такие же предложения высказывались и по поводу массовых мероприятий. 
 Таким образом, молодежная субкультура должна занять определенное место в юношеской библиотеке. При этом необходимо сохранить определенный баланс в представлении о библиотеке как центре информации и образования.
 
Hosted by uCoz