Огурцова Н.В., Галуга М.В.
БИБЛИОТЕЧНЫЕ РЕСУРСЫ ДЕТСКИХ ДОМОВ
        Печальным явлением современной действительности становится увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. Для создания гуманной среды в детском доме требуется максимальная концентрация всех ресурсов, вовлеченных в воспитательный процесс, среди которых особое место принадлежит библиотеке. 
 Многолетний опыт работы библиотек детских домов пока не стал предметом серьезного анализа. Создается впечатление, что на всех ступенях управления образованием оценка их деятельности осуществляется формально, а сами они рассматриваются как структурные подразделения второстепенного значения. 
 Между тем эта типологическая разновидность библиотек для детей призвана содействовать решению задач, стоящих перед воспитательным учреждением. Создание условий, приближенных к домашним, обеспечение интеллектуального и эмоционального развития, освоение образовательных программ, осуществление психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников. 
 Кафедрой библиотековедения Омского филиала АГИИК было проведено изучение потенциальных возможностей библиотек детских домов, расположенных на территории области, в котором приняли участие студенты старших курсов. Был оценен кадровый состав библиотек, их материально-техническая база и фонды. Отдельные данные были получены с помощью включенного наблюдения. 
 Традиционными критериями качества кадрового состава принято считать его стабильность и высокий образовательный уровень, который создает предпосылки для соединения природных качеств со специальными знаниями. Установлено, что 50% библиотечных работников имеют высшее образование. В том числе каждый пятый - высшее библиотечное. Остальные 50% приходятся на долю специалистов среднего звена. 
         Опрос показал, что все библиотекари испытывают острую потребность в психолого-педагогических знаниях и считают, что лучший вариант подготовки специалистов - это сочетание высшего педагогического и среднего специального образования. 
 Отрадно, что работая с особым контингентом детей, часто с надломленной психикой, библиотекари не имеют желания сменить место работы. Обнаружена тенденция, когда должность библиотекаря занимают бывшие детдомовцы. 
 Бюджетные средства, спонсорство и благотворительность, адресуемые детским домам, часто не доходят до библиотек, в которых практически отсутствуют технические средства, необходимые для организации зрелищных эмоционально впечатляющих мероприятий, равно как для индивидуального развития воспитанников. Мечтой библиотекарей является видео- и звуковая аппаратура (75%). Скудность запросов, а подчас их отсутствие у части респондентов косвенно указывает на то, что они не знакомы с возможностями современных технических средств в библиотечной работе с детьми. Эстетика оформления библиотечных помещений оставляет желать лучшего и в ряде случаев не  исчерпывает даже тех скромных возможностей, которыми располагают библиотеки. 
 Известно, что социализирующее значение библиотеки определяется, прежде всего. Качеством ее фонда. Книжные собрания детских домов, как правило, небольшие по объему. Средняя величина их фондов составляет 11,5 тыс. единиц хранения при большой экземплярности. Различия в величине фондов зависят, в первую очередь, от срока основания библиотеки и колеблются от 2 до 33 тыс. экз. 90% фонда составляет художественная литература. Именно ее чаще всего спрашивают воспитанники. Ограниченно представлены книги по искусству, художественному и техническому творчеству. Мало изданий по различным видам практической деятельности, которые помогали бы готовить детей к самообслуживанию. Тем не менее, приоритеты в комплектовании библиотекари отдают художественной литературе, далее следуют справочные и научно-популярные издания. 
         Поток новых поступлений чрезвычайно скуден и составляет не более 2 зкз. в год на одного потенциального читателя. Книжные фонды во многом устарели, что подтверждается их низкой обращаемостью. Городские библиотеки отказывают воспитанникам детских домов в абонементном обслуживании под предлогом, что некому будет возмещать ущерб. 
 В фондах некоторых детдомовских библиотек имеются книги религиозного содержания, полученные от миссионерских организаций, которые также раздаются детям в личное пользование. 
 Бессистемность комплектования библиотек детских домов объясняется тем, что большая часть поступлений приходится на долю пожертвований при обращении в средства массовой информации. Отсутствуют обоснованные ориентиры комплектования. Существующая библиографическая модель ядра фонда в помощь комплектованию библиотек детских домов и школ-интернатов нуждается в редакции и усилении реабилитационного аспекта. 
 Жизнь в закрытом детском учреждении отличается жесткой регламентацией всех действий. Преобладают групповые воспитательные приемы и сугубо педагогические отношения с взрослыми. Поэтому даже хорошо продуманные массовые мероприятия не становятся частью психологического опыта воспитанников. Часто дети-сироты проецируют на библиотекаря - женщину свое отношение к матери. У мальчиков преобладает отрицательный настрой к чтению и библиотеке. Девочек характеризует жизнеутверждающее начало. Но все они интуитивно тянутся к книге как к источнику социального опыта. 
 Все вышесказанное является только срезом серьезной проблемы, показывающим, что назрела необходимость проведения комплексного изучения библиотеки детского дома как социального феномена, разработки концепций ее развития и финансовой поддержки, создания методических материалов в помощь организации библиотечной работы и совершенствования постдипломной подготовки специалистов. Это явилось бы определенным вкладом библиотечной науки в государственные программы, ориентированные на детей-сирот. 
Hosted by uCoz