Левина Е.Р.
ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ: 
 ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
        Сегодня, когда система исповедуемых в России духовных ценностей изменила приоритеты и пришла в согласие с системой общечеловеческих ценностей, библиотеки в целом и детские в частности обретают статус уникального института, в основе деятельности которого лежит духовное воспроизводство личности. 
 Выполнение этой важнейшей миссии, реализуемое через сохранение и приумножение читательского опыта детей, немыслимо только в традиционных библиотечно-библиографических рамках. Теория детского чтения настойчиво аккумулирует данные ряда гуманитарных наук, анализируя и синтезируя их методологически и методически. 
 Особенно интенсивен процесс интеграции теории детского чтения и психологии. Здесь есть определенная закономерность. Грамотное решение современных профессиональных задач в библиотеке требует глубоких, систематизированных знаний механизмов читательского развития, психологии чтения в целом. Круг проблем, интегрирующих детское чтение и психологию, широк и многообразен: диалог читателя и писателя, художественная перцепция, самопознание и психологическое развитие личности с помощью книги, стимулирование воображения и творческих способностей, изучение и психодиагностика читателей и др. 
 С известной долей условности определяется несколько уровней интеграции теории детского чтения и психологии в их сущностном выражении. 
        Методологический уровень , включающий общетеоретические основы и подходы к проблемам детского чтения. Здесь долгие годы господствовала дидактика. Библиотеки с той или иной долей успеха пытались «сформировать», «воспитать», «научить», рассматривая юного читателя как объект целенаправленного воздействия. Принципиально новая концепция детского чтения, его философия, разрабатываемая сегодня на основе идей выдающихся мыслителей ХХ столетия (М. Бахтин, Л. Выготский, М. Мамардашвили, Ю. Лотман и др.), предполагает понимание детской библиотеки как насыщенного духовного пространства, где детям предоставляют возможность свободно осваивать накопленные обществом интеллектуальные и художественные ценности и где общение библиотекаря с читателем строится как творческий «незавершаемый диалог» (М. Бахтин). Не дидактика, а гуманистические идеи философии и психологии становятся методологической научной базой теории детского чтения и библиотечной практики. 
 Интенсивно идет процесс интеграции детского чтения и психологии на уровне, который мы назвали педагогическим или «человековедческим». Читатель-подросток переживает сложный психологический период. У него появляется интерес к собственной личности, делаются попытки построения Я-концепции. Иными словами, развивается самосознание, что является главным психологическим приобретением данного возраста. Процессы эти часто неопределенны, расплывчаты, переживаются подростком как смутное беспокойство, драматическое ощущение душевного дискомфорта. 
         В это нелегкое время серьезную помощь способна оказать художественная литература, которая «проявляет, высказывает правду о душе человека» (Л. Толстой). Читатель «входит» во внутренний мир персонажей, сопереживает мысли и чувства героев, соотносит их со своими и тем самым осознает себя в мире и мир в себе. Художественная литература ведет юного человека к самопознанию через приобщение к духовному опыту, запечатленному на ее страницах. Детская библиотека с ее возможностями дружеского, неформального общения может активно помочь своим читателям в овладении «человековедением». В работе с художественной литературой особенно необходимы данные психологии. Концепция «подстановки» как доминанты самопознания, исследования перцептивных способностей как катализаторов творческого чтения, теория «спиралевидности» персонажей и др. дают четкие научные ориентиры для библиотечной методики, опираясь на которые, библиотекарь может эффективно развивать психологическую наблюдательность своих читателей, их ассоциативное мышление, чуткость к языку искусства. 
 Интеграция на уровне методическом предполагает конкретное применение психологических методик, модифицированных для библиотечной практики. Они целесообразны прежде всего для изучения читательских особенностей детей, ибо обычно используемые с этой целью данные статистического или вербального характера не дают адекватной картины. Сегодня библиотекарь, кроме знания общих закономерностей читательского развития, должен владеть серьезными профессиональными «инструментами»: научно обоснованными тестами, психодиагностическими и социологическими методиками, которые позволят ему осуществлять реальную, объективную обратную связь с читателями. Об этом убедительно свидетельствует уже имеющийся опыт организации психологической службы в крупнейших детских и юношеских библиотеках страны. 
Hosted by uCoz