Балашова Л.А.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК
 С ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКОЙ XX В.
        Социологическое исследование, проведенное в 1996 г. Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина на базе Тамбовской областной детской библиотеки, ставило целью выявить уровень информированности и начитанности читателей 6-9, 10-14 лет и руководителей детского чтения в отношении зарубежной литературной сказки XX в.; определить эффективность наглядных форм и методов работы детских библиотек. Выяснилось, что как юные читатели, так и руководители детского чтения слабо осведомлены о ней. Большинство респондентов-детей хорошо знают и называют авторов прошлых эпох (Ш. Перро, бр. Гримм, Х. Андерсена), сказочников XX века знают мало, кроме А. Линдгрен и Т. Янссон, никто не назвал ни М. Энде, ни К.С. Льюиса, ни К. Грэма, несмотря на то, что библиотеки г. Тамбова имеют их в своих фондах. 
         Исследование показало, что детские библиотеки используют различные формы и методы работы со сказкой. Наряду с клубами и кружками любителей сказок, викторинами, утренниками, путешествиями по сказкам, кукольными спектаклями, играми, турнирами, конкурсами, книжная выставка оказалась одной из эффективных форм работы библиотек. Методика ее организации и проведения достаточно разработана в библиотечной теории и практике. 
 Была предпринята попытка определить ее эффективность. В течение 17 дней на абонементе Тамбовской областной детской библиотеки функционировала книжная выставка «В мире волшебной сказки» в комплексе с проведением устных обзоров экспонируемой литературы и последующим учетом книговыдачи. Из тысячи юных читателей, ознакомившихся с выставкой, 57,5% взяли для чтения рекомендованную литературу. После проведения обзоров у выставки и литературной игры, посвященных зарубежной сказке XX в., книговыдача сказок повысилась до 77,5%.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что использование комплексных форм и методов работы с зарубежной сказкой приводит к повышению их эффективности, расширению читательского репертуара, увеличению уровня информированности, начитанности детей, формированию устойчивого интереса к зарубежной сказке XX в. Наибольшим спросом у детей 7-9 лет из числа предложенных им книг пользовались следующие произведения (в порядке убывания): А. Лиднгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше», А. Милн  «Винни-Пух и все-все-все», Т. Янссон «Муми», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинг «Маленькие сказки», К. Грэм «Ветер в ивах», Д. Даррелл «Говорящий сверток», Ф. Зальтен «Бэмби», П. Трэверс «Мэри Поппинс», Д. Барри «Питер Пэн». 
         Проведенная в библиотеке работа со сказкой в целом и, в частности книжная выставка, способствует расширению круга чтения детей, повышает их интерес к зарубежной сказке XX в., делает активным и самостоятельным выбор литературы детьми по предложенной теме, дает возможность руководителям детского чтения наиболее полно использовать познавательную ценность и духовный потенциал этих сказок.
Hosted by uCoz