Балашова Л.А.
|
С ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКОЙ XX В. |
Социологическое исследование, проведенное в 1996 г. Тамбовским государственным
университетом им. Г.Р. Державина на базе Тамбовской областной детской библиотеки,
ставило целью выявить уровень информированности и начитанности читателей
6-9, 10-14 лет и руководителей детского чтения в отношении зарубежной литературной
сказки XX в.; определить эффективность наглядных форм и методов работы
детских библиотек. Выяснилось, что как юные читатели, так и руководители
детского чтения слабо осведомлены о ней. Большинство респондентов-детей
хорошо знают и называют авторов прошлых эпох (Ш. Перро, бр. Гримм, Х. Андерсена),
сказочников XX века знают мало, кроме А. Линдгрен и Т. Янссон, никто не
назвал ни М. Энде, ни К.С. Льюиса, ни К. Грэма, несмотря на то, что библиотеки
г. Тамбова имеют их в своих фондах.
Исследование показало, что детские библиотеки используют различные формы
и методы работы со сказкой. Наряду с клубами и кружками любителей сказок,
викторинами, утренниками, путешествиями по сказкам, кукольными спектаклями,
играми, турнирами, конкурсами, книжная выставка оказалась одной из эффективных
форм работы библиотек. Методика ее организации и проведения достаточно
разработана в библиотечной теории и практике.
Была
предпринята попытка определить ее эффективность. В течение 17 дней на абонементе
Тамбовской областной детской библиотеки функционировала книжная выставка
«В мире волшебной сказки» в комплексе с проведением устных обзоров экспонируемой
литературы и последующим учетом книговыдачи. Из тысячи юных читателей,
ознакомившихся с выставкой, 57,5% взяли для чтения рекомендованную литературу.
После проведения обзоров у выставки и литературной игры, посвященных зарубежной
сказке XX в., книговыдача сказок повысилась до 77,5%.
Результаты
проведенного исследования позволяют сделать вывод, что использование комплексных
форм и методов работы с зарубежной сказкой приводит к повышению их эффективности,
расширению читательского репертуара, увеличению уровня информированности,
начитанности детей, формированию устойчивого интереса к зарубежной сказке
XX в. Наибольшим спросом у детей 7-9 лет из числа предложенных им книг
пользовались следующие произведения (в порядке убывания): А. Лиднгрен «Три
повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше», А. Милн «Винни-Пух
и все-все-все», Т. Янссон «Муми», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р.
Киплинг «Маленькие сказки», К. Грэм «Ветер в ивах», Д. Даррелл «Говорящий
сверток», Ф. Зальтен «Бэмби», П. Трэверс «Мэри Поппинс», Д. Барри «Питер
Пэн».
Проведенная в библиотеке работа со сказкой в целом и, в частности книжная
выставка, способствует расширению круга чтения детей, повышает их интерес
к зарубежной сказке XX в., делает активным и самостоятельным выбор литературы
детьми по предложенной теме, дает возможность руководителям детского чтения
наиболее полно использовать познавательную ценность и духовный потенциал
этих сказок.
|