Давыдова И.А.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 СПЕЦИАЛИСТОВ
 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

       На мировом рынке информации - наряду с сектором деловой информации, массовой потребительской информации - четко определился сектор профессионально-ориентированной информации, представленный данными в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Он включает библиографическую, реферативную, справочную информацию, предоставляет услуги поиска и выдачи полнотекстовой информации через библиотеки и специализированные службы. 
 Вместе с тем сами сотрудники библиотек и информационных служб признают, что сложившаяся система традиционных форм и видов информационного обслуживания уже не удовлетворяет потребности ученых и специалистов как в фундаментальных, так и прикладных областях науки, не привлекает существующих и новых потребителей - представителей новых экономических структур, малого и среднего бизнеса. Для этой категории потребителей специальная информация, наряду с деловой и коммерческой, представляет огромную важность. Успех бизнеса во многом зависит от знания определенной предметной области, т.е. специальной информации по областям деятельности; информации о других независимых производителях, возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и т.д. 
 Предоставление библиотеками и службами информации традиционных услуг в виде информационных изданий в печатной форме, баз данных по новым поступлениям на магнитных лентах, дискетах, компакт-дисках, ИРИ по печатным изданиям и базам данных, услуги диалогового доступа к удаленным БД не привлекают существующих и новых потребителей в силу ряда причин. Эти причины неоднократно обсуждались на научно-практических конференциях информационных работников, проводимых на самых различных уровнях и связаны с уменьшающейся полнотой охвата мировой научной литературы, особенно трудов научных конференций, ограниченностью прямого доступа к уже имеющимся БД по каналам связи, большими сроками выполнения заказов ученых и работников промышленных предприятий на получение копий первоисточников и другими обстоятельствами. 
         Новые возможности поиска информации, необходимой специалистам, предоставляет Интернет. С начала 90-х гг. в США и некоторых других странах он официально стал рассматриваться в качестве основного канала доступа к научно-технической информации самых широких кругов потребителей. В качестве ведущих мировых   Web   серверов, предлагающих доступ к большим базам НТИ для пользователей, выступают
«EasyNet  2.0» (http://www. telebase  com /); «UnCover Periodicals» ( http :// www .carl.org/ unchome. html). В число источников получения научно-технической информации может быть включен и ряд российских Web-серверов, предлагающих доступ к НТИ (например, сервер «МЦНТИ» (http:// www.icstisu/); «РИНКЦЭ» (http:// www.extech.msk.su/) «RDMNTS-ServiceCompany» (http:// www.mnts.msk.su/) и др.
Некоторая часть этой информации может быть получена бесплатно, но, по мнению специалистов, сектор профессионально-ориентированной информации стал одним из первых, построенных в Интернет на сугубо рыночных основах. Следует отметить, что Интернет предоставляет специалистам возможность использовать целый ряд новых услуг, таких, как службы фильтрации информации, службы оповещения о новых   Web-страницах, электронные газеты и бюллетени, службы поиска по электронным каталогам, использование специальных консультационных систем для выполнения справок и консультаций. Комплексность предоставления информации в Интернет, использование технологии гипертекста позволяют связывать документы через систему ссылок, строить сами документы иерархически и переходить из одного фрагмента текста к другому. Его использование позволяет принципиально по-новому организовать информационную работу, так как оказание сложных информационных услуг упрощается на основе использования   Web-технологий. 
 В нынешней ситуации специалистам важно оценить преимущества новых информационных услуг, предлагаемых Интернет, осознать тот факт, что информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. И в связи с этим вновь возрастает роль профессионального информационного работника (сотрудника библиотеки, информационного брокера, менеджера по знаниям), основной задачей которых является ознакомление потребителей с имеющимися информационными ресурсами и их информационное обслуживание с использованием новых информационных технологий.
Hosted by uCoz