Богданова И.А.
ПОНИМАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
 БИБЛИОТЕКАРЯ И ЧИТАТЕЛЯ
       Проблема понимания в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее обсуждаемых проблем научного познания. 
 Понимание - одна из важнейших сторон человеческого освоения мира, характеризующая качество и степень этого освоения. Следует различать понимание как итог, как результат познавательной деятельности, определение состояния субъекта познания и понимание как процесс достижения этого результата, как совокупность определенных познавательных операций, приводящих субъект в состояние понимания. 
 Знание предполагает некоторое понимание, так же как непонимание возможно только в контексте определенного знания. Понимание выступает как бы «эфиром», пронизывающим все формы познания и сопутствующим им. С одной стороны, оно выражает определенное состояние познающего субъекта,  является его характеристикой, с другой стороны, понимание обусловлено природой и структурой познаваемого объекта, его особенностями. 
 В процессе библиотечного общения библиотекарь и читатель вступают в субъектно-объектные отношения, попеременно меняясь ролями субъекта и объекта. Их взаимоотношения определяются темой, характером устного обращения читателя и создают атмосферу общения. Эффективность общения зависит от степени взаимопонимания между библиотекарем и читателем. А степень взаимопонимания зависит от многих факторов. Прежде всего, это профессиональные и личностные качества самого библиотекаря: умение установить контакт с читателем, слушать, анализировать, синтезировать, идентифицировать информацию, способность к эмпатии и т.д. Установление эффективной обратной связи - необходимое условие взаимопонимания в процессе библиотечного общения, поскольку «возвращенная» информация показывает библиотекарю степень понимания его читателем.
Имеется потребность в углублении научных представлений о понимании в библиотечном общении с точки зрения профессиональной этики и профессионального этикета.
 
Hosted by uCoz