Богданова И.А.
|
БИБЛИОТЕКАРЯ И ЧИТАТЕЛЯ |
Проблема понимания в настоящее время выдвинулась в ряд наиболее обсуждаемых
проблем научного познания.
Понимание
- одна из важнейших сторон человеческого освоения мира, характеризующая
качество и степень этого освоения. Следует различать понимание как итог,
как результат познавательной деятельности, определение состояния субъекта
познания и понимание как процесс достижения этого результата, как совокупность
определенных познавательных операций, приводящих субъект в состояние понимания.
Знание
предполагает некоторое понимание, так же как непонимание возможно только
в контексте определенного знания. Понимание выступает как бы «эфиром»,
пронизывающим все формы познания и сопутствующим им. С одной стороны, оно
выражает определенное состояние познающего субъекта, является его
характеристикой, с другой стороны, понимание обусловлено природой и структурой
познаваемого объекта, его особенностями.
В
процессе библиотечного общения библиотекарь и читатель вступают в субъектно-объектные
отношения, попеременно меняясь ролями субъекта и объекта. Их взаимоотношения
определяются темой, характером устного обращения читателя и создают атмосферу
общения. Эффективность общения зависит от степени взаимопонимания между
библиотекарем и читателем. А степень взаимопонимания зависит от многих
факторов. Прежде всего, это профессиональные и личностные качества самого
библиотекаря: умение установить контакт с читателем, слушать, анализировать,
синтезировать, идентифицировать информацию, способность к эмпатии и т.д.
Установление эффективной обратной связи - необходимое условие взаимопонимания
в процессе библиотечного общения, поскольку «возвращенная» информация показывает
библиотекарю степень понимания его читателем.
Имеется
потребность в углублении научных представлений о понимании в библиотечном
общении с точки зрения профессиональной этики и профессионального этикета.
|