Чепелева Л.Е.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И КОММЕРЧЕСКАЯ РЕКЛАМА
       Изменение экономического уклада страны, коммерциализация и приватизация предприятий торговли и промышленности привели к коренной переориентации организационной структуры этих субъектов потребительского рынка, изменению принципов их деятельности, отношения к информации, появлению новых тенденций в динамике их информационных потребностей, а также возможностей их удовлетворения.
 Исследование информационных потребностей специалистов коммерческих структур Самарской области показало, что большое значение для их профессиональной деятельности имеет экономическая, маркетинговая, правовая информация, которую основная часть респондентов отслеживает ежедневно, используя прежде всего средства массовой информации и личные контакты. Удовлетворены существующей в настоящее время в регионе системой информационно-библиотечного обслуживания немногие. 
 Важным источником коммерческой информации, позволяющим оценить конъюнктуру рынка, выявить конкурентов, потенциальных покупателей и продавцов, получить актуальные адресные данные фирмы, является коммерческая реклама. Особую ценность для предпринимателей представляют сведения о потребительском рынке региона. С целью выявления особенностей рекламной информации на страницах местной периодической печати было предпринято изучение журналов и газет за 1995-1996 гг., выходящих в Самарской области. 
       Всего в регионе в указанный период издавалось 8 журналов и 133 газеты. Из них в г. Самаре выходило 59 названий городских, областных, а также учрежденных ассоциациями и объединениями Поволжья периодических изданий. В городах областного подчинения и районах издавалось соответственно 10 и 25 газет. Отдельную группу составляют многотиражные газеты предприятий и организаций (зарегистрировано 47 газет, в том числе 5 - в малых городах). Они выпускаются практически всеми крупнейшими промышленными, строительными, транспортными предприятиями, а также вузами региона. Такие издания целиком посвящены финансово-экономическим, коммерческим, производственно-организационным, социальным вопросам деятельности фирмы и относятся к особому виду рекламных документов - «фирменные газеты». Вместе с тем в некоторых из них встречаются рекламные объявления об изделиях и услугах других производственных предприятий, банков города и области. 
 Реклама в прессе бывает двух видов: товаров (услуг) и фирмы. 
 Она может содержаться в различных жанрах публикаций: заметка, отчет, репортаж, интервью, статья, рекламное объявление и т.д. 
 Периодические издания региона с точки зрения наличия в них рекламной информации делятся на две группы. Одну группу, наиболее многочисленную, составляют периодические издания традиционной целевой и тематической направленности: социально-политические, массовые, литературно-художествен-ные, по культуре и т.д. Наряду с другими материалами они дают на своих страницах рекламные сообщения. Рекламная информация составляет в среднем 15% объема таких изданий. Все газеты, выходящие в городах областного подчинения относятся к этой группе и, как правило, рекламируют деятельность фирм, находящихся на территории данных городов. 
       Другую группу образуют журналы и газеты для деловых людей, выпуск которых является новым, но активно формирующимся направлением в развитии отечественной периодической печати. В Самарской области зарегистрировано 4 журнала и 14 газет для бизнесменов, из них 3 журнала и 7 газет являются специальными рекламно-информационными изданиями. Они включают информацию о деятельности фирм г. Самары («Торговый советник», «Самара стройинфо», «Экспресс-реклама», «Самая нужная газета», «Бизнес-ярмарка»), Самарской области («В каждый дом», «Восемь страниц»), Поволжья («Фармация и медицина»), различных регионов России («Из рук в руки», «Ваш выбор»). 
 Таким образом, в регионе существует значительное количество разнообразных периодических изданий, содержащих рекламную информацию. Кумуляция региональной рекламной информации крупными информационными центрами региона - ОУНБ, центральными библиотеками ЦБС, и создание на ее основе фактографических и полнотекстовых (текстов рекламных объявлений в прессе) машиночитаемых БД будет способствовать повышению эффективности информационного обеспечения новой категории потребителей информации - специалистов коммерческих структур. Целесообразно также создавать библиографические БД о деятельности фирм региона, включая в них наряду с др. документами, рекламные публикации различных жанров. Наличие подобных досье фирм, банков информации, способной повлиять на принятие управленческих решений, привлечет предпринимателей в библиотеки, позволит расширить возможности социального влияния библиотечно-информационных учреждений, укрепит их положение на информационном рынке.
Hosted by uCoz