Назарова Г.А.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
       Информационное обеспечение является составной частью государственного управления в области охраны окружающей среды. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» определяет  цели и задачи информационного обеспечения в части сбора и анализа информации о состоянии окружающей среды, открытости и доступности экологической информации. В документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (Повестка дня на XXI век, ст. 40) отводится значительное место информационному обеспечению природоохранной деятельности. Следуя решениям Рио, Россия начинает активно интегрироваться в мировой процесс перехода на модель устойчивого развития. Указом Президента России от 4 апреля 1996 г. №440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, устанавливающая задачи, направления и условия перехода. Реализация поставленных задач будет в существенной степени определяться наличием полной, достоверной информации об окружающей  среде, научно обоснованными рекомендациями по ее сохранению и улучшению. 
         В информационном обеспечении государственного управления окружающей средой можно выделить следующие основные направления: 
 а) формирование государственной политики в области информационного обеспечения природоохранной деятельности, участие в развитии государственных информационных систем; 
 б) развитие методических представлений об информационном обеспечении природоохранной деятельности, алгоритмизация управленческих задач, разработка и внедрение новых методов обработки информации; 
 в) создание информационных систем для решения конкретных задач в виде программных продуктов, автоматизированных рабочих мест; баз и банков данных, коммуникационных систем; тематических систем , в том числе, с использованием технологий географических информационных систем (ГИС-технологий); систем связи и передачи данных и др.; 
 г) доведение экологической информации до широких слоев общественности и заинтересованных организаций с использованием возможностей средств массовой информации, экологического образования и воспитания. 
         Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется рядом структур государственной власти. На высшем уровне эти вопросы относятся к компетенции Президента, Федерального Собрания, Правительства и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Среди специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти следует выделить прежде всего Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, структуры эколого-ресурсного блока. В перечне функций отраслевых министерств и ведомств есть соответствующие положения об охране окружающей среды. Такое структурное многообразие государственного управления определяет множественность процедур информационного обеспечения, реализуемого как в рамках общегосударственных программ и информационных систем, так и отраслевых программ и отдельных проектов. 
 Государственная политика в области информационного обеспечения природоохранной деятельности формируется на базе положений Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и федеральных законов России «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и ряде др. правовых актов. Ряд федеральных целевых программ, такие, как Программа «О создании Российской системы по предупреждению и ликвидации  последствий стихийных бедствий и катастроф (РСЧС)», «О создании Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановкой (ЕГАСК-РО)», «О создании геоинформационной системы органов государственной власти (ГИС ОГВ)» и др., содержат значительный информационный блок, который в некоторых случаях является доминирующим. 
 Информационное обеспечение совершенствовалось вместе с государственной системой охраны окружающей среды. 
 С начала 1995 г. совершенствуется информационно-аналитическая система Минприроды России (Госкомэкологии России). Подготовлены основные документы, определяющие развитие системы в целом, разработаны и находятся в опытной эксплуатации прикладные подсистемы; налажен обмен с территориальными органами в режиме «электронная почта»; работает система сбора информации о чрезвычайных экологических ситуациях; успешно функционирует электронная доска объявлений; накоплено значительное количество баз и банков экологической информации (более 50). 
 В 1996 г. более чем в 40 субъектах Российской Федерации в структурах территориальных органов Госкомэкологии России (или при них) сформированы информационно-аналитические центры, которые  осуществляют сбор, хранение и обработку экологической информации. Широкое развитие получают  коммуникационные системы типа Интернет, которые вытесняют традиционные «офф-лайновые» коммуникации. Большинство российских организаций, активно работающих в области создания информационных ресурсов и их применения, сотрудничают с российскими и зарубежными коллегами. 
 В практику государственной природоохранной деятельности интенсивно внедряются прикладные программы и автоматизированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие расчет и представление большинства нормативных характеристик. 
 Сформирован и начал функционировать Информационно-технический центр при Госкомэкологии России, обеспечивающий накопление, предварительную обработку и анализ информации, поступающей от территориальных природоохранных органов. 
 Налажено информационно-технологическое взаимодействие с более чем сорока территориальными природоохранными органами. Используя подсистему связи и передачи данных, Информационно-технический центр при Госкомэкологии России регулярно получает сообщения об аварийных выбросах/сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды, ежемесячные информационно-аналитические справки о деятельности территориальных природоохранных органов. В рамках создания первой очереди подсистемы оперативной информации ИАС налажено организационное взаимодействие с рядом федеральных органов исполнительной власти и их территориальных (региональных) подразделений. 
 Развитие информационного обеспечения природоохранной деятельности будет продолжаться по следующим основным направлениям: 
 а) участие в развитии государственных информационных систем, в том числе систем информационного обеспечения высших органов государственной власти; 
 б) развитие отраслевого и межотраслевого информационного взаимодействия, направленного на решение задач информационного обеспечения государственной природоохранной деятельности; 
 в) содействие развитию региональных информационно-аналитических центров; 
 г) внедрение в практику природоохранной деятельности современных информационных технологий, таких как геоинформационные системы, автоматизированные рабочие места и расчетные программы, базы и банки данных, телекоммуникационные технологии; 
 д) развитие международного информационного сотрудничества, прежде всего в рамках проектов и программ информационной направленности.
Hosted by uCoz