Коновалова Н.А., Марусич Ж.В.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ 
 (КРАЕВАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ
 ИМ. В.В. МАЯКОВСКОГО, Г. СТАВРОПОЛЬ)
       Библиотеки для слепых принципиально отличаются своими специфическими методами воздействия на личность слепого читателя от др. учреждений, так как работники стационарного обслуживания библиотеки призваны обслуживать всеми возможными видами библиотечной работы незрячее население города и близлежащих населенных пунктов, членов их семей и зрячих работников восовских предприятий и организаций. По данным ООН, население планеты стареет довольно быстрыми темпами: с 1954 г. число 80-летних землян возросло в десятки раз. К активно стареющим относится и Россия, где граждан в возрасте 60 лет и старше в 60-х гг. было 7% от общего населения, сегодня - уже более 11%. Та же тенденция и на Ставропольи: 675 тыс. получателей пенсий и пособий - четвертая часть всех жителей. Количество слепых старше 60 лет в 1996 г. по сравнению с 1991 г. возросло почти на 6% и составило 165880 человек. 65% инвалидов по зрению пользуется услугами специальных библиотек. Это немало, но все же есть резервы. Например, раньше привлекались к чтению в специальных библиотеках инвалиды по зрению только до 60 лет. Но среди 60-70-летних людей оказалось много активных читателей, инвалидов по зрению. В краевой организации ВОС, например, более половины членов ВОС - 58% в возрасте от 60 лет и старше.
       В целях повышения эффективности организации библиотечного обслуживания данной возрастной категории читателей, изучения содержания и формы их библиотечного обслуживания, Ставропольской краевой библиотекой для слепых имени В. Маяковского проведено исследование: «Роль книги в жизни людей преклонного возраста». Применялись анкетный и экспертный опросы. Было разработано 3 вида анкет: опросный лист читателя; библиотекаря; и для тех, кто не читает. Сбор данных проводился на базе 2 филиалов, 2 первичных организаций и отдела обслуживания краевой библиотеки. Опрос проводился с 1995 по 1996 гг. Опрошено - 138 человек, т.е. каждый пятый респондент старше 60лет. Из 138 человек опрошенных системой Брайля владеют 30 респондентов, но читают литературу РТШ (рельефно-точечный шрифт) всего 20 человек. Основная причина отказа от чтения брайлевской литературы - плохое осязание. Некоторые респонденты, не владеющие системой Брайля, не хотят осваивать ее, ссылаясь на преклонный возраст и ухудшение осязания. На вопрос: «Устра-ивает ли пожилых читателей фонд библиотеки?» 47% ответили положительно. 19% респондентов отметили недостаток детективов, 7% - исторических книг, 4% - военных романов, 1,5% - женских романов, классики и литературы на религиозную тему. Испытывают недостаток в естественнонаучной литературе 7% респондентов. Большинство опрошенных респондентов обменивают книги не реже двух раз в месяц. Это высокий показатель и он говорит о том, что чтение занимает достаточно большое количество времени в досуге инвалидов по зрению преклонного возраста. Так как исследование ставило перед собой цель наиболее полного охвата библиотечным обслуживанием людей преклонного возраста, важно было узнать мнение инвалидов по зрению, не состоящих читателями. Для этой цели был разработан специальный опросный лист для членов ВОС старше 60 лет - для тех. кто не читает, т.е. не пользуется библиотекой или библиотечным пунктом. Было опрошено 32 респондента: 8 - слепых и 24 слабовидящих. Опрос показал, что половина опрошенных отказалась от услуг библиотеки из-за плохого состояния здоровья. 6% объяснили свой отказ от чтения отсутствием или поломкой магнитофона. Были опрошены также библиотекари, работающие в филиалах, библиотечных пунктах и отделе обслуживания краевой библиотеки. Опрос показал, что библиотека должна развивать в первую очередь такие услуги, как запись материала на магнитную ленту по индивидуальным и групповым заявкам. Поэтому очень важно создать техническую базу для качественной записи озвученной литературы, что позволило бы более полно удовлетворять читательские запросы. Большая проблема с ремонтом магнитофонов. Если бы эта проблема была решена, то читателей прибавилось бы немало. 
        Полученные результаты говорят о том, что определяющим в библиотечном обслуживании должен стать принцип приоритета читательских потребностей и прав, в том числе и на специализированное библиотечное обслуживание. Приходя в библиотеку, инвалиды должны иметь доступ к интересующим источникам информации в нужной им форме. А информационное обслуживание теснейшим образом связано с внедрением новых технологий, новых носителей информации.
Hosted by uCoz