Борисова О.Б.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ:
НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

       В современном науковедении существует несколько подходов к выявлению научных школ: предметно-логическая, социально-психологическая, информационная. Их объединяет и дополняет социально-коммуникацион-ная, согласно которой научную школу характеризует совокупность трех признаков: 
 1) ярко выраженная приоритетная тематическая направленность; 
 2) ее развитие несколькими поколениями исследователей;
 3) ученики должны внести крупный вклад в развитие библиотековедения.  Для определения научной школы применяются формальные методы исследования: наукометрический анализ авторефератов диссертаций, цитирования публикаций исследователей, входящих в состав изучаемых научных сообществ и др.
 На основе вышеуказанных признаков автором в библиотековедении выявлены следующие научные коллективы, близкие к школообразованию.
        Коллектив, основанный Ю.В. Григорьевым и исследующий проблематику «Библиотечные фонды». Ю.В. Григорьев - автор первых учебников и учебных пособий по библиотечным фондам. Под его руководством были защищены диссертации, исследующие, в основном, указанную тематику. Конечно, все многообразие научных интересов этого ученого нельзя ограничить строгими рамками (в равной мере это относится к организаторам и ученикам других коллективов). Однако основным направлением исследований Ю.В. Григорьева являлись проблемы фондоведения. Преемник Григорьева Ю.Н. Столяров защитил докторскую диссертацию, затрагивающую в том числе фондоведческие вопросы. Его ученики (среди которых Н.Н. Кушнаренко, защитившая докторскую работу) продолжают развивать в своих исследованиях основную проблематику направления. 
 Коллектив, основанный В.Е. Васильченко, изучает отечественную историю библиотечного дела. Его кандидатская диссертация и другие работы посвящены различным периодам развития библиотечного дела России. Его преемник К.И. Абрамов активно развивает данное направление в кандидатской и докторской диссертации, трех изданиях вузовского учебника , монографиях и руководимых им исследованиях. Им проведена большая работа по созданию источниковедческой базы истории библиотечного дела, введению в научный оборот новых архивных документов. Из подготовленных К.И. Абрамовым учеников (31 аспирант и соискатель) двое - М.Я. Дворкина и В.В. Скворцов защитили докторские диссертации и являются соавторами вузовских учебников. 
        В коллективе, созданном О.С. Чубарьяном и изучающем «Теорию и методику библиотечного дела», тенденция преемственности выражена наиболее четко. Кандидатские и докторские диссертации его учеников (среди которых Н.С. Карташов и Т.Ф. Каратыгина) посвящены общетеоретическим проблемам библиотековедения. В их развитии О.С. Чубарьян оставил заметный след учебник «Общее библиотековедение», впоследствии выдержавший три издания; монография «Общее библиотековедение: итоги развития и проблемы»; генерирование новых научных направлений (например, социология, психология и педагогика чтения). Следует отметить, что одними из авторов вузовского учебника «Библиотековедение. Общий курс» (1988) являются его ученики Карташов и Каратыгина, а Н.С. Карташов - и соавтор последнего учебника для вузов «Общее библиотековедение» (1996-1997). 
        Тематическое направление коллектива, основанного В.Ф. Сахаровым, - «Работа с читателями». Все основные работы ученого раскрывают данную проблематику. По ней были написаны практически все кандидатские диссертации, защищенные под руководством В.Ф. Сахарова. Его ученик В.С. Крейденко - соавтор учебного пособия «Работа с читателями», хотя основное направление исследований этого ученого другое - исследовательские методы в библиотековедении. 
 Основателем коллектива, исследующего «Библиотечные каталоги», был Е.И, Шамурин, в докторской диссертации и трудах которого эта проблема получила фундаментальную разработку. Активно участвовали в ее исследовании Л.Н. Троповский и его преемник З.Н. Амбарцумяна, защитившего кандидатскую диссертацию. Он же один из авторов первого вузовского учебника по библиотечным каталогам. Соавтор второго издания - его ученица Г.И. Чижкова.
        Организатора коллектива, исследующего «Теорию и методологию библиотековедения и библиотечно-библиографическое образование»,- А.В. Соколова нельзя отнести только к специалистам-библиотековедам. В его работах и под его руководством исследовались проблемы и библиографии, и информатики. Среди библиотековедческих вопросов, указанные выше, имеют приоритетное положение. Одна из его учениц - О.И. Воверене посвятила докторскую диссертацию решению проблем профессионального образования. 
 Вероятно, учеников и учителей каждой научной школы объединяет также научное мировоззрение, исследовательский стиль и др., но для выявления этого необходимо логическое, содержательное изучение публикаций данных ученых. Это свидетельствует об ограниченности наукометрической методики. В то же время применение даже формальных методов дает четкое представление о положении, сложившемся в системе библиотековедческих исследований. 
Hosted by uCoz