Чачко А.С.
О СТРУКТУРИРОВАНИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИОЛОГИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЕЕ ПОНЯТИЙ
       Теоретическая рефлексия, присущая всем гуманитарным профессиям, характерна и для библиотечной. Библиотековеды обращаются к обсуждению системы, структуры, классификации элементов, связей и понятий, уточняя научное знание, согласовывая представления об объеме и границах компетенции, необходимые в связи с развитием своей науки. 
       Би6лиотечная профессиология структурируется следующим образом: 
Тематическая структура.
1. Библиотечная профессиология как наука и учебная дисциплина. 
2. Основные этапы становления библиотечной деятельности как профессии. 
3. Истоки, развитие и перспективы библиотечной профессиологии. 
4. Библиотечно-информационная деятельность как система и структура. 
5. Профессиональные требования и соответствие им специалистов. 
6. Библиотекари как социально-профессиональная группа. 
7. Образ мира библиотекаря. 
8. Научно-методическое обеспечение прикладной профессиологии (профессиографии). 
9. Перспективы библиотечной профессии. 
Пример раскрытия содержания темы.
       Истоки и становление библиотечной профессиологии: три условных периода эволюционирования библиотечной деятельности в специальную: допрофессиональный, переходный, профессиональный. Их содержание и условная хронология в границах европейской культуры (с американским продолжением и вариантами). Профессиология как начальные взгляды на связи «библиотекарь-книга-читатель». Профессиология как отрасль психотехники, движения за НОТ. Подходы «человеческих отношений», «человеческого фактора». Эмпирические исследования труда и быта библиотекарей 20-х гг. Профессиологические концепции Ю. Григорьева, Ю. Столярова, А. Ванеева, А. Соколова, А. Каптерева. Взгляды на предназначение библиотекаря, его роль в развитии духовности, просвещения, культуры, свободы и др. базовых ценностей нового времени. Особенности становления украинской профессиологии: Д. Балыка, С. Сирополко, И. Иваницкий, Н. Сагарда, В. Пилецкий. 
Подход к разработке тезауруса.
       Существующие разработки помогают в учебном процессе, но почти не используются библиотечной практикой, в частности в информационно-поисковых системах, даже крупных библиотек. Предварительное ознакомление показало, что весь поток поступлений и массив имеющихся документов по библиотечной профессиологии отнесен по таблицам ББК к двум ключевым словам: «кадры» и «профессия». За пределами этого остается новая по содержанию и нарастающая по объему информация. Сформирован словарь дескрипторов, структурированный иногда до четвертой степени детализации. Ниже приведен сокращенный вариант его схемы. 
А. Библиотечная профессиология.
1. Связи с другими науками: библиотековедение, библиографоведение, книговедение, информатика, педагогика, психология, социология, этика.
2. Структура: библиотечные кадры; труд и технология; профессионализация; библиотекари как общность, (профессиональное образование и воспитание, профессиональные объединения, профессиональная печать); личность профессионала. 
Б. Личность профессионала
1. Этапы становления: социализация, индивидуализация, самоактуализация, самоопрелеление. 
2. Ориентации: мировоззрение; морально-этические установки; культурно-психологический потенциал; профессионально-личностные черты; образно-концептуальная модель профессиональной деятельности. 
В. Методы профессиологии
Профессиографирование; моделирование; комплексная методика «социальный портрет профессионала»; комплексная методика «образ мира профессионала». 
Схема в целом включает исходное понятие «библиотечная профессиология», а также «библиотечная профессия» как объект науки; «библиотечные кадры» как ресурс профессии; «библиотечный труд и технология» как функциональное содержание деятельности и профессионализации в ней; «профессионализация» как индивидуализированный, протяженный во времени, многоступенчатый процесс, включающий осознание профессиональной миссии и освоение трудовых функций; восприятие социальной ответственности; признание и выполнение норм профессиональной этики; достижение мастерства (профессионализма). Отдельный комплекс понятий характеризует библиотекарей как общность, формируемую профессиональным образованием и воспитанием; самоуправляемыми профессиональными объединениями и их ассоциациями; профессиональной печатью. Личность профессионала отражается комплексным понятием «образ мира». Семь понятий, каждое из которых связано с шестью другими, имеют свое структурно-содержательное наполнение. Исходя из ряда существующих определений, мы трактуем имеющийся у нас структурированный перечень понятий, как «совокупность знаний отдельного человека или определенного коллектива» о библиотечной профессиологии.
Hosted by uCoz