Столяров Ю.Н.
БИБЛИОТЕКА КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ
       В настоящее время библиотеку принято понимать как учреждение. Считается, что это учреждение информационное, культурное и образовательное одновременно. Многие принимают эту характеристику библиотеки за ее дефиницию. 
 Фактически библиотечное учреждение есть частный случай библиотеки как научного понятия. За пределами библиотечных учреждений существует в несколько раз большее количество личных (частных, семейных, фамильных, персональных и т.п.) библиотек с фондами, на порядок превышающими фонды библиотек общественного пользования и удовлетворяющих свыше 80% совокупных запросов населения на документированную информацию. Эти библиотеки должны рассматриваться как органическая составная часть предмета библиотековедения. 
 Соответственно предоставление или непредоставление документов библиотечного фонда во временное пользование физическим и юридическим лицам тоже есть частный признак библиотеки, он свойственен лишь библиотекам общественного пользования. 
 Характеристика библиотеки как в сущности полифункционального института неправомерна, она резко противопоставляет библиотеку другим социальным институтам, которые выделяются из внешней среды по какой-либо одной сущностной функции (средняя, высшая школа - учебное заведение, НИИ - научное, больница - лечебное, курорт - оздоровительное, армия выполняет функцию обороны отечества, юстиция стоит на страже выполнения законов и т.д.), притом, что внутри самих себя, т.е. на уровне явления, каждый из них, как и библиотеке, полифункционален. 
       Библиотеку следует понимать как принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену обеспеченное материально-технической базой упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем физическим и/или юридическим лицам с целью удовлетворения их информационных потребностей. 
 Это определение принципиально допускает наличие в би6лиотечном фонде любых видов документов, любой срок пользования документом и совмещение в одном лице библиотекаря и фондопользователя. Последние обстоятельства существенно важны для личной библиотеки. Те или иные ограничения на перечисленные существенные признаки накладываются в процессе, во-первых, определения различий между библиотекой и родственными ей социальными институтами, и, во-вторых, в процессе квалификации и типизации самих би6лиотек. 
 Сущностная функция библиотеки состоит в обеспечении принципиальной возможности соединить документ с пользователем; следовательно, ее сущностная функция - документно-коммуникационная. Библиотека есть обслуживающая документно-коммуникационная система, ее конкретно-исторические функции дифференцируются в зависимости от функций обслуживаемого социального института, они проявляются как вспомогательные по отношению к этому институту: вспомогательно-научная, вспомогательно-производственная (прагматическая), вспомогательно-образовательная, вспомогательно-культур-ная и т.д. Информационная - это общая функция каждого документа, однако библиотека выполняет эту функцию лишь теми документами. которые производит сама в целях информации о самой себе, составе своего фонда и т.д., т.е. информационная функция есть частная библиотечная функция 
        Отграничение библиотеки от других документно-коммуникацион-ных систем производится по исходному для всех них элементу, а именно по различиям, характерным для множества документов, или документного фонда. Библиотечный фонд отличается тем, что входящие в него документы, как правило, первичны, неаутентичны, мобильны, тиражированы, диахроничны и/или синхроничны, имеют значение оперативной памяти. 
Hosted by uCoz