Скворцов В.В.
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ НА ПОРОГЕ XXI В.
        В истории библиотековедения, вероятно, еще не было столь сложного и ответственного периода, который предстоит ему пережить в ближайшие десятилетия XXI в. Симптом коренных перемен, который десятилетия тому назад начал давать о себе знать в виде наук об информации и компьютерах, ныне превратился в категорический императив, предопределяющий основную направленность дальнейшего развития библиотечной теории, как и практики. 
 Причины радикальных перемен носят объективный характер и совершенно не зависят от воли теоретиков и практиков библиотечного дела. Главная из них общеизвестна. Это информатизация общества, выступающая в качестве главной закономерности общественного развития на современном этапе. Наиболее полно она проявится в XXI в., когда многие традиционные ресурсы общества утратят теперешнее доминирующее значение, а информация станет важнейшим источником научно-технического и социально-экономического развития, постепенно приобретая равный статус с материальными факторами существования человечества. 
         Под влиянием информатизации общества библиотечное дело с неизбежностью превратится в один из крупнейших и важнейших секторов великой индустрии информации, сохраняющим свои традиционные, гуманистически ориентированные ценности. Важнейшая закономерность его развития не информатизация, ибо оно изначально было и остается по своей главной сущности информационным феноменом, а компьюникация, то есть комплексное, органически целостное внедрение в библиотечное дело новейших достижений вычислительной техники, программного обеспечения, более совершенных носителей информации, более эффективных компьютерных способов работы с информацией, а также «интеллектуальных» технических средств коммуникации. Принципиальное влияние на библиотечное дело окажет распространение так наз. трехмерной компьютерной памяти. Национальные информационные инфраструктуры станут главным способом организации хранения и использования информации. Для библиотекарей XXI в. обычной повседневностью станет пользование глобальной информационной инфраструктурой, одним из прототипов которой является   Internet  .  Библиотековедению предстоит адаптироваться к тем    фундаментальным изменениям, которые произойдут в его   области исследований. 
        Готово ли, прежде всего, отечественное библиотековедение к работе в новых условиях? Ответ на этот вопрос может дать анализ его современного теоретического содержания. Этот анализ показывает, что отечественное библиотековедение ныне представляет собой довольно сложную картину, которая не полностью поддается однозначной оценке. Существует, по меньшей мере, несколько наиболее распространенных концепций, которые характеризуют его «облик» на современном этапе. Наиболее известны из них документная, информационная, знаниевая, процессная и некоторые другие. Указанные концепции не идентичны, но и не находятся в состоянии непримиримого противоречия. В конечном итоге их можно свести к двум основным парадигмам: информационной и документной, которые также не противостоят друг другу. Преимущество информационной парадигмы состоит в том, что она выдвигает на первое место сущность библиотечного дела - человеко-информационное взаимодействие в институциональных границах библиотечного дела. Достоинство документной заключается в том, что она объективно отражает бытование информации как единства информации и носителя. Поэтому речь должна идти не об отказе от какой-либо из них, а о надлежащем их применении. 
        Неоднозначность состояния библиотековедения видится в том, что - наряду с ценными теоретическими достижениями - в нем неоправданно большой удельный вес продолжает сохранять «макулатурфактор», который в различной мере присущ и другим наукам. Показательна в этом отношении назойливая пропаганда т. наз. философии библиотечного дела. Не имея возможности детального анализа, отметим лишь следующее. Если бы ее пропагандисты имели достаточную общенаучную подготовку, они бы понимали, что нет и не может быть философии библиотечного дела. Есть только одна философия, а именно философия в общепринятом понимании этого строго научного термина. Если бы они владели информацией о зарубежном библиотековедении, им было бы известно, что словосочетание «философия библиотечного дела» («philosophy of librarianship») используется, скорее, в метафорическом, нежели в строго научном смысле. Наконец, если бы они обладали хорошей подготовкой в области отечественного библиотековедения, они бы знали, что тот круг вопросов, который обозначается за рубежом словосочетанием «философия библиотечного дела», в нашей стране уже не одно десятилетие изучается в рамках раздела библиотековедения, который со времен О.С. Чубарьяна называется общим библиотековедением. Имеются и некоторые другие, бесперспективные с научной точки зрения работы, которые отражают не более, чем амбиции, теоретическое и практическое дилетантство их авторов. 
        Однако в целом отечественное библиотековедение стоит на реалистическом пути, все более вливаясь в русло прогрессивного развития мирового библиотековедения. Главное направление его дальнейшего развития - окончательный переход на информационную парадигму, теоретическое осмысление проблематики компьюникации библиотечного дела, восприятие общечеловеческих ценностей как важнейшей составляющей его методологической базы. 
 Упомянутый переход не может не ставить вполне определенных задач и перед системой подготовки и переподготовки библиотечных кадров высшей квалификации. Важнейшая задача - дальнейшее углубление фундаментального образования будущих библиотечных специалистов, которая обеспечивала бы их успешную адаптацию к работе в библиотеке XXI в. Не менее актуальная задача - компьюникация содержания и формы учебного процесса. С точки зрения формы, это означает организацию учебного процесса на базе новейшей вычислительной и коммуникационной техники. С точки зрения содержания, это обучение студентов не только необходимым традиционным дисциплинам, но и теории и практике вычислительной техники, новейших носителей информации, баз и банков данных, средств связи и т.д. Выпускник библиотечного факультета должен не только владеть теоретическими основаниями библиотечного дела, но и на профессиональном уровне эксплуатировать ЭВМ, Internet, Intranet, Libnet, электронную почту, не только уметь пользоваться услугами глобальной и российской общегосударственной информационных инфраструктур, но и быть активным созидателем их информационных ресурсов.
Hosted by uCoz