Колганова А.А.
 К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ
 ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК:
 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
       В современной социально-культурной среде наблюдается парадоксальная ситуация. В то время, когда многие библиотеки, в первую очередь ведомственные, либо закрываются, либо едва поддерживают свое существование, образуется целая группа новых библиотек. 
 Современная библиотечная парадигма отвечает на резко возросшие и изменившиеся запросы культуры и гуманитарных дисциплин, осмысливающих эволюцию искусства. В основном совпадая по своим фондообразующим информационным функциям со специальными научными библиотеками, искусствоведческие библиотеки имеют ряд особенностей, которые выделяют их из общего ряда библиотек гуманитарного профиля. 
 Отечественное библиотековедение не располагает ни фундаментальными исследованиями, ни серьезными методическими разработками по обозначенной проблематике. Имеется лишь несколько статей общего характера. 
 Отечественная типологическая иерархия не предполагает выделение самостоятельной категории «библиотеки по искусству». Это соответствует сложившейся истории и практике библиотечного дела в стране, где обслуживание литературой по искусству велось, как правило, на базе других библиотек или внутри ведомственных подразделений. 
         В ходе международного сотрудничества, в результате открытости гуманитарного пространства и свободного развития искусств, культуры и науки, вследствие глобального распространения и обмена информационных ресурсов и под влиянием англоязычной терминологии в российскую библиотечную практику начало внедряться понятие «библиотека искусств». Тенденция его использования отражает стремление копировать характерный для зарубежного библиотечного дела термин «art library». 
 Механическое стремление перенести на российскую почву данный подход заставляет говорить о таком далеком от библиотечного дела феномене, как «модные влияния и культурная рецепция» в сугубо практических организационных решениях при создании новых библиотек. Типичным примером может служить план создания Библиотеки искусств ЦАО г. Москвы, не имеющий серьезных предпосылок. Это бюрократическая и методологическая крайность, стремление сменить идеологическую политику на культурное строительство, необоснованно и поверхностно проводимое при отсутствии научного осмысления и собственного национального опыта. У нас отсутствуют типологическая и функциональная модель подобного библиотечного организма. Более того, лишь несколько из существующих в стране библиотек отвечают понятию «библиотека искусств».
В этот круг вопросов входит и алгоритм работы специализированных библиотечных отделов искусств, традиционно работающий по принципу «библиотека в библиотеке» и вполне нуждающихся в самостоятельном анализе и разработке специальной методологии на фоне общего библиотечного «ландшафта». 
         Базовыми характеристиками для отнесения библиотек к данному типу становятся тематическое ядро фонда и характер информационного обслуживания. 
 Собственно «библиотекой искусств» может считаться та, профиль комплектования которой охватывает разные виды, жанры и формы литературы по искусству. 
 Видовой показатель - характер носителей (книги, гравюры, эскизы, открытки, афиши, пластинки, ноты и т.д.) и видовой состав фонда. 
 Внутри типа выявляются музейные, библиотеки зрелищных, изобразительных, музыкальных(в том числе театральных) искусств и т.п. 
 Приоритеты обслуживания объясняются спецификой читательских запросов и задач специального научного консультирования, что предполагает индивидуальное научное обслуживание. Такое преломление обслуживающей функции в свою очередь служит основанием для более частной видовой классификации: искусствоведческие и общекультурные, более ориентированные на образование, просвещение и просветительскую работу. При воплощении реальной модели в более широком масштабе искусствоведческих библиотек продуктивен подход к ним как к исследовательским, где наиболее полно воплощена именно функциональная сторона их деятельности, нацеленной на содействие гуманитарным исследованиям. 
Hosted by uCoz