Коваль Л.М.
БИБЛИОТЕКАРЬ НА ПОРОГЕ XXI В.
      Понятие «библиотекарь», оставаясь по сути традиционным, претерпевает изменения во времени. К XXI в. библиотекарь подошел более образованным, чем даже в середине ХХ в., и, кажется, менее воспитанным, менее терпимым; приобщенным к новациям электронного века и пользующимся на практике по большей части библиотечной техникой, библиотечным оборудованием многолетней давности; знакомым с библиотечным опытом зарубежных стран и не могущим его использовать в своей работе в силу объективных причин. 
 Главное, что во все века отличало библиотекарей от людей других профессий - их преданность книге, их подвигнутость на служение просвещению, читателю, их духовность как моральная сила. Это традиционно для библиотеки и ее служителей. 
 В XXI в. работник библиотеки должен войти во всеоружии не только приобретенных знаний в области своей специальности, быть «профессио-нально пригодным», но и уметь из потока информации отбирать самое необходимое для себя и своего дела. А главное - сохранить и развить лучшие библиотечные традиции, сберечь и углубить ту духовность, которая позволяет сохранить достоинство профессии и своей причастности к ней. 
       Без знания истории, бережного отношения к ней, постоянного к ней обращения библиотекарь не сможет вобрать и сохранить опыт многих поколений своих предшественников, а значит, и сделать шаг вперед. И в этом большую роль призваны сыграть музеи истории библиотек, конкретной библиотеки, как хранители и распространители исторических знаний о библиотеке, как связующее звено между прошлым и будущим, как организм, позволяющий библиотеке не только библиотечными, но и музейными средствами участвовать во всех направлениях деятельности библиотеки, позволяющий сотрудникам библиотеки, особенно новым, почувствовать себя причастными к большому и важному делу, ибо музей обращается «не только к мысли, но и к впечатлениям чувств, знакомит с прошлым и настоящим... не только в отвлеченных формулах рассуждений или призраках воображения, а в самой действительности, следовательно, живее, непосредственнее, полнее, чем словесный или книжный урок, а вместе с тем и именно поэтому проще, легче, доступнее». Так говорил Н.Ф. Федоров, философ и библиотекарь, четверть века отдавший служению Библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев, нынешней Российской государственной библиотеке. Федоров видел в музее «надежду века», ибо «музей есть выражение памяти общей для всех людей», и главное для музея - «быть выразителем духа времени». Само существование музея доказывает, по Федорову, что «совесть еще не совершенно исчезла». 
 Создание в библиотеке музея ее истории - это и создание памятника человеку: библиотекарю, отдающему себя людям и делу будущего, читателю, автору книги, ибо в основе каждого музея лежит книга. 
Hosted by uCoz