Добрынина Н.Е.
|
ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ |
Метафорически культуру можно представить в виде моста, соединяющего прошлое
с будущим. Чтобы этот мост не развалился, огромные массы людей должны идти
по нему не в ногу. Этот закон физики действителен и для других сфер жизни
общества. Отсюда то, что называется плюрализмом. Мы же привыкли жить в
режиме «или - или» и с трудом переходим к режиму «и, и...». В привычном
режиме публичные (массовые) библиотеки на протяжении многих десятилетий
тоталитаризма трактовались и функционировали как идеологические учреждения,
всемерно содействующие КПСС в коммунистическом воспитании трудящихся. Затем,
оставаясь в этом статусе, библиотеки должны были стать звеньями системы
научно-технической информации, а в перестроечные годы превратиться в деидеологизированные
культурные очаги. Сейчас, в переходную эпоху смены типов культуры, библиотеки
становятся участниками информатизации общества и даже превращаются в ее
центры. Все эти «образы» массовой библиотеки - результат требований
государства и во многом - общества.
Чем
же является массовая библиотека в глазах читателей, индивидуумов?
Исследование,
проведенное социологами РГБ в начале 90-х гг., свидетельствует о разных
оценках значимости библиотеки ее пользователями. Одна из самых больших
групп (более 1/4 опрошенных) - те, кто хотел бы видеть в библиотеке место,
где «можно почитать любую книгу» - т.е. гаранта интеллектуальной свободы.
Следующая группа - ассоциирующие библиотеку с дискуссионным клубом; еще
одна категория опрошенных - те, кто хотел бы в библиотеке «культурно отдыхать
и развлекаться»; наконец, четвертая из заметных групп - относящиеся к библиотеке
как к «экологической нише», которая способна защитить человека от напряжений
окружающей жизни (см. об этом: Стельмах В.Д, Библиотека - храм или мастерская?
Мнения, представления, ожидания // Библиотека и чтение: проблемы и исследования:
Сб. науч. тр.- СПб., 1995.- С. 9-27).
Анализ подобных данных необходим для осмысления сегодняшней социальной
роли публичной библиотеки.
Понятие
социальной роли можно считать ключевым в иерархии понятий: «миссия», «значимость»,
«функции» библиотеки. В «Словаре русского языка» С,И. Ожегова слово «миссия»
трактуется как «ответственная роль»; «значимость» - как синоним роли; «функция»
- «круг обязанностей, назначение, роль».
Размышляя
над содержанием понятия миссии публичной библиотеки, можно вычленить в
нем два взаимосвязанных уровня - глобальный и личностный. В глобальном
плане миссия библиотек состоит в сохранении и дальнейшем развитии достижений
цивилизации; в личностном - в формировании Человека в человеке.
В
понятие значимости включается степень необходимости библиотеки, осознаваемой
государством, обществом и личностью. Социальная же роль ее - это реальное
значение, место библиотеки в действительности в тот или иной период, Активность
этой роли зависит от активности и полноты выполнения библиотекой ее функций,
Вместе с тем точное определение и вычленение функций связано с четкостью
понимания социальной роли библиотеки, обусловленной местом и временем.
Функции в данной иерархии понятий - наиболее подвижные, изменяющиеся во
времени и пространстве, миссия - понятие неизменное, исконно присущее библиотеке
по самой ее природе.
Поскольку функции более всего подвержены динамике, именно их изучение должно
быть отправной ступенью на пути к познанию социальной роли библиотеки.
В
соответствии с отношением россиян к сегодняшней публичной библиотеке, выявленным
исследователями, и требованиями к ней со стороны государства и общества
можно выделить среди многих ее функций пять основных, связанных с обслуживанием
читателей: информационную, просветительскую, образовательную, воспитательную
и коммуникативную.
Информационная
функция - функция наиболее широкого диапазона, в основе которой лежит лишь
сообщение о документе, а читательский адрес такого сообщения - любой человек.
Ограничение здесь одно: человек должен осознавать свою информационную потребность
и искать ее удовлетворения.
Просветительская
функция, сутью которой является распространение знаний, как бы конкретизирует
и целенаправляет информационную функцию. Однако функция просвещения не
предусматривает жесткого навязывания читателю определенных взглядов, идей,
концепций. Ему предлагается свободный выбор их. Правда, полностью снимать
субъективный момент в просветительской работе библиотеки нельзя.
Образовательная функция публичной библиотеки реализуется в возможности
помочь читателю углубить и расширить постигаемую им программу той или иной
ступени обучения или собственную программу самообразования. Осуществление
этой функции связано также с задачей непрерывного образования и, следовательно,
пересекается с реализацией функции просветительской.
Воспитательная
функция подразумевает формирование личности определенного типа, внушение
ей тех или иных идей, привитие необходимых, с позиций библиотечной политики,
качеств. В этом - коренное отличие воспитательной функции от просветительской,
особенно явственно заметное в условиях тоталитарного государства.
Коммуникативная
функция - функция общения, значение которой все более ощутимо в постсоветской
России, когда публичные библиотеки во многом становятся дискуссионными
клубами, очаги культурного досуга и развития духовных интересов читателей.
В
переплетении указанных функций публичной библиотеки доминантной является
просветительская функция, вбирающая в себя информационные, и образовательные,
и воспитательные, и коммуникативные задачи.
Сегодня,
когда все более широкие слои населения втягиваются в воронку бездуховных
рыночных отношений, значение просветительской нацеленности библиотечной
работы особенно велико.
Системный подход к просветительской функции и разноплановое ее осуществление усилит социальную роль публичной библиотеки. |