Гуртовенко Т.В.
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ
 В   ИНТЕГРАЦИОННОМ  РАКУРСЕ
         Нынешний рубеж тысячелетий ознаменован интеграционными процессами. Неоспорим  вклад в  это явление  информационной отрасли. Ее успехи все сильнее пронизывают и связывают в пространстве и времени все стороны общественной жизни.  Интенсификация признака интегративности  как симптом  новых  в ремен  может  рассматриваться  в ряду  показателей,  позволивших заговорить о перехо­де  человечества  на  более  высокую  ступень  общественного развития  - в  информационную  стадию 
        Однако   в  библиотечной и  архивной  сфере, составляющих  истоки  информационной науки,  еще   наблюдается  слабое   участие  в  интеграционных  процессах.  Поэтому  примечательным видится  наметившееся  на  Украине  взаимовыгодное  сотрудничество  между  библиотековедами  и  работниками  архивного дела. 
 Дефицит дипломированных архивистов высшей квалификации  (менее 10%), с  одной стороны, и отсутствие системы формирования архивных кадров,  с  другой,  инициировали  развитие  с 1991  г .  подготовки  э тих  специалистов  на факультете  библиотечно-информационных  систем  Киевского  государственного института  культур ы  (КГИК),  чему  способствовала родственность этих  профессий.  В обучение  архивистов  были  вовлечены  преподаватели  библиотечно-библиографических  дисциплин. 
        Дефицит  научных  работников  с  учеными  степенями в  области архивоведения  (05.25.00), отсутствие в  этой  отрасли  научно-исследовательского  подразделения   подвели  к  созданию  в 1994 г.  Украинского  государственного научно-исследовательского  института  архивного  дела и документоведения (УГНИИАДД)  при  Главном архивном  управлени и  Украины.  К участи ю  в  разработке первых  плановыхтем по управлению  архивным   делом,  созданию  терминологических  систем,  подготовке  архивных  кадров,  формированию  архивного  фонда и  организации справочно-информационного  аппарата  были   привлечены  библиотековеды-документоведы   из  КГИК. 
  Творческое соприкосновение  с  названными акциями  привело к выводу о  родственности библиотековедения и архивоведения. 
 Обращает  на  себя внимание состояние методологического осмысления  библиотековедения  и  архивоведения, в  первую  очередь,  определение  их объектов.  В  архивоведении  еще  превалирует мысль,  что его  об ъе ктом  является  документ. Было  время,  когда  подобное  толкование  объекта (книга)  имело место и  в  библиотековедении.  Однако  проведенное  на  рубеже  70-80-х  гг.   исследование  вопроса  (Столяров Ю.Н. Библиотека:  структурно-функциональный  подход. - М.,1981)  неопровержимо  убедило,  что об ъе ктом этой  науки  е сть сама библиотека. 
         Теоретическое воспроизведение  библиотеки  как  системы в  онтологическом и гносеологическом  аспектах дало  возможность  установить  простейшие  исходные  элементы,  из  которых она  состоит  как  объективная  реальность  и  социальный  институт.  Документ, абонент,  библиотекарь,  материально-техническая  база -  это  необходимые  и   достаточные  элементы, наличие  которых  делает библиотеку  библиотекой. Между   этими  элементами  отсутствует  иерархическая  зависимость,  они   равноправны:  между ними  существует  функциональная  связь.  Поэтому  ни  один  из  них не может  получить  статус  объекта  библиотековедения,  эти  элементы  лишь составляют  предметную область  данной  науки. 
 Наверное,   применение  при  исследовании сущности архива  системного  подхода,  в  отличие  от  традиционного  исторического,  также  привело  бы   к  выводу,  что  об ъе ктом  архивоведения есть  архив,  а документ - лишь один из  предметов, поскольку  он  является  одним из  элементов  архива как систем ы .  Однотипность  архива   и  библиотеки  как  социальных  институтов,  по-видимому,  позволит  применить  рассмотренную  четырехэлементную  модель к  архиву.  Значит, равноправными  с документом предметами в ни ман и я в  архивоведении  должны  быть  абонент (потребитель,  исследователь), архивист и материально-техническая  база. 
         Что  дают  подобные  теоретические  выводы? Раскроем это на  примере  проблемы библиотечных  кадров  (элемент  « библиотекарь»).  Четырехэлементная  парадигма библиотеки дала  возможность  доказать   несостоятельность  такой,  набирающей  раз рушительной силы  концепции,  как «библиотека   без  библиотекаря».  Более  того, сформулированный  Ю.Н. Столяровым  закон о  библиотеке  как  неотъемлемой   составной  части  каждого  социального  организма  позволил  отнести  профессию  библиотекаря в  разряд  вечных. Был  сделан  толчок  к  развитию  нового в  библиотековедении  направлен ия  -  библиотечной  профессиологии,  что вылилось   в  создание  новой  одноименной  учебной  дисциплины,  направленной  на  формирование  профессиональной  ментальности  библиотекаря.  Разумеется,  все  это  немало как для  защиты  рейтинга  професси и,  так  и  для  его повышения.
         Подобные профессиологические проблемы имеют место и  в  архивном  деле.  Некотор ые  футурологи,  ссылаясь  на  быстрое развитие  программного обеспечения информационного поиска, прогнозируют,  что  основная  функция архивиста, которая  по  определению ЮНЕСКО толкуется  как  посредничество между архивным  документом  и его пользователем, будет  все  более  и более подменяться информатизированной   программой. Последствия  для  архивистов,  мол,  ясны... 
 Заботясь  об  эффективности и качестве функционирования  систем ы  « архив»,   видимо,  следует   согласиться,  что внимание к архивисту должно быть  не  меньшим, чем  к документу Возможно  такое смещение  акцентов посодействует выходу из незавидной ситуации,  когда  социальная  польза  от профессии  значительно превышает ее  социальное признание. 
Вооружившись предложенной,  уже  успешно  апробированной  в  библиотековедении   методологией,  архивная отрасль  могла  бы  более  уверенно отстаивать подобающий   ей  статус.  Ведь  выявление  сущности  архива  как  объективной реальности, упорядочение  представлен и я об об ъе кте архивоведения  открывает  путь к  таким  рациональным  шагам.  Во-первых,  к  доказательству,  что  архивоведение  -  это самодостаточная  наука, а  затем  к установлен и ю ее  места  в  системе  друг и х наук. 
         Статус  профессии архивиста -  в руках  архивоведов.  У  библиотековедов   также е сть  неудовлетворенность  как статусом, так  и состоянием  управления подготовкой  кадров. Однако их  проблем ы более высокого  порядка: необходимо  добиться  официального статуса  для  группы  специальностей  цикла  документно-информационных  коммуникаций. 
 Речь идет  об  интегрировании  всех  дисциплин  названного  цикла, а  значит, и библиотековедения и архивоведения,  в  единую  систему, чтобы, во-первых, войти в число отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени, и, во-вторых, создать высшее учебное заведение документно-информационного профиля. 
 Консолидация библиотековедов  и  архивоведов  продолжается.  Заметным  шагом в плане интеграции стало  проведение УГНИИАДД  при  содействии  Главного  архивного управления  и Министерства  культур ы  и   искусств  совместной  архиво-библиотечной  конференции,  посвященной  их   общему  историческому прошлому  (1997) .  Конференция  приняла  решение  консолидировать  архивный  и  библиотечный  профессионально-ресурсный  потенциал  для  совместного  решения  общих  проблем.  Наметившееся  взаимодействие  архивного  и  библиотечного дела  заслуживает  в ни мания, так как  предполагает  взаимообогащение теории  и  практики  этих  двух  областей  информационной  деятельности.
 
Hosted by uCoz