Чижиков В.В.

ДИЗАЙН СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ


Постановка данной проблемы в современных условиях чрезвычайно актуальна. Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя в широком понимании представляет “среда”, ее роль в жизни человека. Содержание термина “среда” часто идентифицируется с понятием “окружение”, характеризующим предметное наполнение пространства вокруг человека. Это действительно так, но лишь отчасти. Если оттолкнуться от выработанного биологической наукой понятия “окружение”, где среда сообщества организмов, именуемая окружением, взаимодействует с этим сообществом, влияет на его деятельность и активизируется его поведением, то становится ясным принципиальные различия в объяснении этого понятия. Просторечное понимание “окружения” или “среды” сводится лишь к предметным характеристикам окружения, оставляя за пределами рассмотрения характер протекающих в этом окружении процессов. Содержательный же аспект понятия “среда”, пришедший в сферу культуры от науки о живом, акцентирует взаимодействие субъекта и объекта, жизнедеятельности и вовлечения в ее сферу материального окружения. Следовательно, среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человек она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются сами люди. В культурологии в 70-90-е гг. утвердилась не только теоретическая содержательность, но и практическая продуктивность именно второго, идущего от биологии, варианта истолкования среды, где культура и искусство становятся вовлеченными в процесс формирования культурного окружения человека. В научной литературе и практике проблемы среды в основном анализируется на уровне таких ее видов как: городская, производственная, бытовая, ландшафтная и т.п. При этом совершенно не изученной остается проблема культурной среды, носителем которой являются учреждения культуры. Философские взгляды на жизненную, в том числе и на культурную, среду человека периодически претерпевают изменения от экономического, социально-культурного уклада общественной системы.

Многие десятилетия отечественные учреждения культуры, включая библиотеки, по-существу были отделены от истинной культуры, что и предопределило характер их предметно-пространственной среды. В теории и практике эта среда чаще всего разрабатывалась и реализовывалась в виде предметного пространства, наполняемого далеко не художественными предметами: стендами, плакатами, лозунгами, атрибутами государственной символики. Современные изменения в экономической и общественной жизни неизбежно повлекли за собой преобразования в представлениях о культуре, функциях учреждений культуры и, следовательно, о культурной среде. Однако и сегодня культурная среда а своем повседневном будничном существовании не всегда адекватно воспринимается человеком. Более того, низкий уровень культуры людей, как правило, направлен на нивелирование контрастирующего с реальной жизнью качества культурной среды. Это явление имеет глубокие корни, в его основе лежит прошлый феномен отчуждения людей от высокохудожественной среды. Таким образом, современные концептуальные взгляды на культурную среду могут рассматриваться как новое научное направление исследований этого явления, формирующееся на стыке наук, искусств, факторов культуры.

Исходя из предположения о том, что культурная среда как образное культурное пространство, сформировано дизайнером, выступает гармоничной дизайнерской моделью культуры, самоценным явлением культуры, приближающим человека к прекрасному, художественному, эстетической гармонии, можно выдвинуть следующие положения:

- дизайн культурной среды как культурообразующее явление со своей внутренней культурной структурой позволяет моделировать общественные явления и процессы, тем самым утверждать собственный культурный статус;

- дизайнерская модель культурной среды выступает не только в виде упорядоченности, но и в качестве образного представления культурного пространства культуры;

- превращение культурной среды в самоценное явление культуры не ограничивается художественно-эстетическим предметным наполнением пространства, а достигается созданием в нем ситуации деятельности;

- культурная среда представляет собой самостоятельное устоявшееся и малоизученное явление культурно-общественной жизни, имеющее собственные функции.

Разработка и научное обоснование указанных положений в теоретическом, методологическом и методическом плане позволяет дополнить и расширить недостаточно разработанный раздел предметно-эстетического окружения личности в условиях деятельности учреждений культуры, нацеленной на взаимодействие человека с искусственной средой, обосновать основные принципы формирования культурной среды средствами дизайна, совершенствовать культурную среду учреждений культуры, создать психологический и эстетический комфорт освоения ее человеком.

Hosted by uCoz