Арзуханов А.С.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКОЙ
БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ
ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
        В настоящее время проблема профессионального обучения работников крупных библиотек приобретает все большую важность, почему и активизируется поиск демократического, целевого и рационального управления учебным процессом. 
Система подготовки, повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров для работы в условиях автоматизированных библиотечно-информационных технологий является важнейшим направлением деятельности ГПНТБ России, обеспечиваю-щим реальную эффективность процессов создания и внедрения автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей. Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров ГПНТБ России представляет собой систему непрерывного, дополнительного профессионального обучения специалистов функционально-производственных и научных подразделений библиотеки. 
При этом под подготовкой кадров (довузовской и послевузовской) понимается процесс приобретения работниками библиотеки специальных профессиональных знаний. Цель этапа довузовской подготовки работников со средним образованием заключается в формировании интереса к профессии библиотекаря-библиографа. Послевузовская подготовка предполагает повышение эффективности профессионально-производственной адаптации дипломированных специалистов на рабочем месте с целью устранить разрыв между ранее полученной ими профессиональной подготовкой в вузе и новыми требованиями, предъявляемыми автоматизированными библиотечно-информационными технологиями. Повышение квалификации - это обновление и углубление профессиональных знаний в области библиотечно-информационной деятельности, связанные непосредственно со спецификой выполняемой работы. Профессиональная переподготовка - получение новой специальности путем освоения новых профессиональных или дополнительных профессиональных программ. 
        Анализ современной ситуации показывает, что от системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ГПНТБ России в настоящее время требуется выполнение таких функций, как: 
- образовательная: обучение различных категорий работников, еще не получивших библиотечно-библиографической подготовки по выполняемой ими деятельности, новым формам и методам работы; повышение квалификации и профессиональная переподготовка различных категорий работников библиотеки всех уровней в условиях действующих и разрабатываемых библиотечно-информационных компьютерных технологий; 
- информационная: создание эффективно действующей информационной инфраструктуры, включая компьютерные сети, издательскую базу и т.п.; обеспечение работников библиотеки всех уровней актуальной профессиональной информацией; 
- консультативная - обеспечение консультациями специалистов силами разработчиков автоматизированных информационно-библиотечных процессов, систем и сетей и работников образовательной системы по конкретным профессиональным проблемам; 
- исследовательская: прогнозирование развития образовательных потребностей в библиотеке; изучение процесса обучения и его непосредственных результатов в системе подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров; 
- проектировочная: участие в разработке местных программ развития дополнительного профессионального образования, новых моделей обучения в области компьютерных технологий; 
- экспертная: экспертиза деятельности образовательной деятельности ГПНТБ России; местная квалификационная экспертиза (аттестация) профессионального уровня специалистов библиотеки. 
        В основу целевой программы обучения работников ГПНТБ России закладываются следующие принципы: 
- интеграция знаний и умений во всем жизненном цикле создания и развития автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей: “разработка - внедрение - эксплуатация”; 
- объективная необходимость упорядочения знаний и умений различных групп специалистов, обучаемых в соответствии с их профессиональными интересами и мотивацией деятельности в конкретных функционально-производственных библиотечных условиях; 
- определение необходимого и оптимального уровня профессиональной подготовки специалистов библиотеки, обеспечивающего нормальное функционирование автоматизированных процессов и управления проектами их создания; 
- организация групп обучающихся, состоящих из коллективов функциональных библиотечных и научных подразделений с разным уровнем подготовки, профессиональными знаниями и умениями для реализации общих задач, обеспечения совместной деятельности в условиях автоматизированных библиотечно-информационных технологий; 
- обеспечение надежности функционирования информационно-библиотечных процессов, систем и сетей. 
        Этим принципам отвечает процесс обучения кадров ГПНТБ России как коллективная проектная деятельность по решению конкретной проблемы, связанной с внедрением автоматизированных систем. 
Подготовка библиотечных специалистов для новых условий работы требует и принципиально новых взаимоотношений, а также включения в процесс обучения активных методов. Для достижения наилучших результатов необходимо развитие следующих направлений: внедрение метода активного обучения во все учебные дисциплины; использование новейших достижений библиотековедения и библиографоведения, педагогики, психологии, социологии, методологии применения ПЭВМ для решения практических задач, стоящих перед работниками библиотеки. Но не менее важным является и перестройка содержания дополнительного профессионального образования, направленного, с одной стороны, на более узкую подготовку специалиста соответствующего технологического структурного подразделения (отделов комплектования, обработки и систематизации, хранения, информирования и обслуживания читателей), а с другой - на “энциклопедизм” специалиста, что позволит более эффективно решать технологические задачи, а также формировать правильные взаимоотношения по горизонтали и вертикали управления. 
         Как показывает опыт, использование перечисленных функций управления, принципов и активных методов обучения обеспечивает эффективную подготовку специалистов библиотеки в условиях внедрения компьютерных технологий.
Hosted by uCoz