Сафиуллина З.А.
ПРОБЛЕМЫ
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СВЯЗИ С ЭВОЛЮЦИЕЙ ПОНЯТИЯ “БИБЛИОТЕКА”
        Понятие “библиотека” прошло серьезную эволюцию в умах обычных людей и специалистов: от простейших собраний документов частных лиц до социально значимых книгохранилищ, созданных для распространения накопленных документальных богатств. Компьютеризация информационных технологий внесла новое содержание в понятие “библиотека”. Сегодня употребляются понятия “библи-отека без границ”, “виртуальная библиотека”. Хранение и поиск документов по серверам в глобальной мировой информационной сети ставят потребителя информации и библиотечного работника в ситуацию, в которой может и не быть учреждения со знакомыми каталожными ящиками и другими давно присущими традиционной библиотеке элементами. 
Понятие новой, виртуальной библиотеки рождает пласт незнакомых специалистам в области библиотечно-библиографической деятельности научных и учебных проблем. 
        Одна из проблем, решение которой потребуется, возможно, в скором будущем в библиотечно-библиографической науке и образовании - укрепление взаимодействия библиотечно-библиографичес-ких и технических знаний. Очевидно, библиотековедение, библиографоведение, документоведение по-новому интегрируются с науками, которые привели к рождению новых информационных технологий. Попутно заметим, что компьютерные технологии частично привели к преодолению пространственных барьеров в получении документов. Тем самым современный потребитель информации вновь имеет возможность обратиться к полнотекстовому материалу, предварительно сформировав его библиографический образ на основе элементарных сведений о документе или просмотровых действий хотя бы части документа. Он в этом плане как бы напоминает потребителя информации в древности, которому не приходилось упражняться с хорошо организованной библиографической информацией, и свое любопытство он удовлетворял, самостоятельно определяя нужность и ценность документа. Новые информационные технологии в известной мере предоставляют возможность непосредственного доступа к документам и избежать в ряде случаев обращения к библиографическим базам данных. Технические новации видоизменяют и саму библиографическую информацию. Это уже не только традиционно знакомая библиографическая запись о документе. Содержание новых библиографических записей может составлять название сервера, сведения о его местонахождении и т.д. Знания о такой технологии обработки документов и их поиска дают в основном на факультете вычислительной техники. Следовательно, нишу в библиотеках нового типа все больше и больше будут занимать выпускники технических вузов. В традиционные библиотеки уже пришли специалисты, имеющие технические знания. Они выбрали для себя библиотеку как профессиональную сферу деятельности. И это примечательный для библиотечно-библиографической деятельности факт. Но, может быть, стоит задуматься над этим фактом глубже и подумать в свою очередь об усилении технизации библиотечно-библиографического образования, причем не только в локальных масштабах, ориентируясь на отдельные специальности. 
        Нужно ли знать специалисту библиотечно-библиографического дела новую технологию обработки документов и их поиска? Жизнь подсказывает: если библиотека стала другой и изменились формы библиографической информации, не обойтись без совершенствования библиотечно-библиографического образования. Нельзя сказать, что современному библиотечно-библиографическому образованию чуждо внимание к компьютеризации. Без нее давно трудно представить библиотечно-библиографическое образование. Но когда встает проблема качественной подготовки специалистов, умеющих работать в условиях виртуальной библиотеки, трудно не учитывать некоторые традиции, которые сложились в библиотечно-библиографи-ческом образовании. На библиотечные факультеты вузов культуры преимущественно поступают абитуриенты, имеющие гуманитарную направленность. Изначально восприятие цикла математических и технических наук, которые предполагается вести по новому учебному плану, может быть затруднено в силу и психологической и познавательной неготовности студентов библиотечного факультета. 
        Чтобы был приток сильных абитуриентов, нужно менять имидж профессии в целом. Думается, что престиж библиотечно-библиогра-фического образования в целом в обществе можно поднять, если изначально будет формироваться образ библиотеки, в том числе и технический. Престиж профессии укрепится, если на библиотечные факультеты больше будет поступать мужчин, имеющих не только гуманитарную направленность, но и способности к техническим знаниям. 
Сегодня компьютерная технология - содержание работы пока части специалистов библиотечно-библиографического профиля, а завтра - это уже способ работы всех профессионалов. С учетом этого и важно развивать библиотечно-библиографическое образование.
Hosted by uCoz