Сафиуллина З.А. |
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Понятие “библиотека” прошло серьезную эволюцию в умах обычных людей и специалистов:
от простейших собраний документов частных лиц до социально значимых книгохранилищ,
созданных для распространения накопленных документальных богатств. Компьютеризация
информационных технологий внесла новое содержание в понятие “библиотека”.
Сегодня употребляются понятия “библи-отека без границ”, “виртуальная библиотека”.
Хранение и поиск документов по серверам в глобальной мировой информационной
сети ставят потребителя информации и библиотечного работника в ситуацию,
в которой может и не быть учреждения со знакомыми каталожными ящиками и
другими давно присущими традиционной библиотеке элементами.
Понятие
новой, виртуальной библиотеки рождает пласт незнакомых специалистам в области
библиотечно-библиографической деятельности научных и учебных проблем.
Одна из проблем, решение которой потребуется, возможно, в скором будущем
в библиотечно-библиографической науке и образовании - укрепление взаимодействия
библиотечно-библиографичес-ких и технических знаний. Очевидно, библиотековедение,
библиографоведение, документоведение по-новому интегрируются с науками,
которые привели к рождению новых информационных технологий. Попутно заметим,
что компьютерные технологии частично привели к преодолению пространственных
барьеров в получении документов. Тем самым современный потребитель информации
вновь имеет возможность обратиться к полнотекстовому материалу, предварительно
сформировав его библиографический образ на основе элементарных сведений
о документе или просмотровых действий хотя бы части документа. Он в этом
плане как бы напоминает потребителя информации в древности, которому не
приходилось упражняться с хорошо организованной библиографической информацией,
и свое любопытство он удовлетворял, самостоятельно определяя нужность и
ценность документа. Новые информационные технологии в известной мере предоставляют
возможность непосредственного доступа к документам и избежать в ряде случаев
обращения к библиографическим базам данных. Технические новации видоизменяют
и саму библиографическую информацию. Это уже не только традиционно знакомая
библиографическая запись о документе. Содержание новых библиографических
записей может составлять название сервера, сведения о его местонахождении
и т.д. Знания о такой технологии обработки документов и их поиска дают
в основном на факультете вычислительной техники. Следовательно, нишу в
библиотеках нового типа все больше и больше будут занимать выпускники технических
вузов. В традиционные библиотеки уже пришли специалисты, имеющие технические
знания. Они выбрали для себя библиотеку как профессиональную сферу деятельности.
И это примечательный для библиотечно-библиографической деятельности факт.
Но, может быть, стоит задуматься над этим фактом глубже и подумать в свою
очередь об усилении технизации библиотечно-библиографического образования,
причем не только в локальных масштабах, ориентируясь на отдельные специальности.
Нужно ли знать специалисту библиотечно-библиографического дела новую технологию
обработки документов и их поиска? Жизнь подсказывает: если библиотека стала
другой и изменились формы библиографической информации, не обойтись без
совершенствования библиотечно-библиографического образования. Нельзя сказать,
что современному библиотечно-библиографическому образованию чуждо внимание
к компьютеризации. Без нее давно трудно представить библиотечно-библиографическое
образование. Но когда встает проблема качественной подготовки специалистов,
умеющих работать в условиях виртуальной библиотеки, трудно не учитывать
некоторые традиции, которые сложились в библиотечно-библиографи-ческом
образовании. На библиотечные факультеты вузов культуры преимущественно
поступают абитуриенты, имеющие гуманитарную направленность. Изначально
восприятие цикла математических и технических наук, которые предполагается
вести по новому учебному плану, может быть затруднено в силу и психологической
и познавательной неготовности студентов библиотечного факультета.
Чтобы был приток сильных абитуриентов, нужно менять имидж профессии в целом.
Думается, что престиж библиотечно-библиогра-фического образования в целом
в обществе можно поднять, если изначально будет формироваться образ библиотеки,
в том числе и технический. Престиж профессии укрепится, если на библиотечные
факультеты больше будет поступать мужчин, имеющих не только гуманитарную
направленность, но и способности к техническим знаниям.
Сегодня
компьютерная технология - содержание работы пока части специалистов библиотечно-библиографического
профиля, а завтра - это уже способ работы всех профессионалов. С учетом
этого и важно развивать библиотечно-библиографическое образование.
|