Пачкова В.Г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
        В связи с введением нового “Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в России” значительно возрастает роль дипломной работы как важнейшего заключительного этапа в формировании профессиональных и научно-исследовательских навыков и умений студентов в вузе. Дипломная работа - это самостоятельно выполненное студентом исследование под руководством научного руководителя, в котором творчески разработаны актуальные вопросы библиотечно-библио-графической и информационной теории, истории, методики, практики, направленные на дальнейшие совершенствование библиотечного дела. 
Способствует подготовке и написанию дипломной работы приобщение студентов к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Этот процесс является непрерывным, и начинается с I курса проведением специальных семинаров по организации и методике самостоятельной работы, включает курсы “Введение в специальность” и “Основы научных исследований”, которые знакомят студента с будущей специальностью и помогают овладеть методикой самостоятельной работы, навыками научного исследования. Все формы учебных занятий: лекции, семинарские и практические занятия, курсы по выбору, а также написание рефератов, контрольных, курсовых работ оказывают помощь в дальнейшей разработке дипломного исследования. На всех этапах учебно-исследовательской деятельности студента происходит конкретизация и углубление его работы над дипломом. 
        Первый этап включает выбор темы и уставление контактов с научным руководителем. На выбор темы оказывают влияние такие факторы, как интерес, ее проблемность, актуальность, теоретическое и практическое видение, соответствие разработки конкретным целям и задачам. На факультете разработана “Тематика дипломных работ”, которая является приложением к учебно-методическому пособию “Дипломные работы”. В названном приложении приведены темы дипломных работ, утвержденные специальными кафедрами университета, и научные руководители. Тематика дипломных работ является примерной. По согласованию с руководителями дипломных работ и деканатами в темы можно внести изменения в зависимости от желания студента или организации, опыт которой использует студент. Тематика дипломных работ отражает сегодняшний день теории и практики библиотечного дела, библиографии и информатики. Она нацелена на решение реальных проблем библиотечного дела с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. Большинство тем являются составной частью комплексных научных исследований специальных кафедр, соответствуют плану научно-исследо-вательской работы в университете. Особую ценность представляют темы, связанные с плановыми научно-исследовательскими работами библиотек и служб информации или являются заказами библиотек, органов информации и других учреждений. Путь, который проходит студент при разработке, написании и оформлении дипломной работы - нелегкий путь радости познания и творчества. Большую роль в этом сотворчестве играет педагог - научный руководитель. Именно научный руководитель выявляет интерес к теме, степень его ознакомления с ней, помогает определить цели и задачи, структуру исследования, выбрать методы изучения, написания и оформления работы, стимулирует творческую инициативу, ответственность и организованность студента, развивает его индивидуальные способности, исследовательские навыки, глубину мышления, оказывает влияние на формирование личности студента в целом. Профессиональный талант педагога, творческая индивидуальность, интеллект, умение общаться оказывают непосредственное влияние на студента. Это позволяет быть “на равных” с педагогом, активно воспринимать его творческую позицию, развивает у студента свое личностное отношение к разработке проблемы. 
        Второй этап предполагает закрепление интереса к выбранной теме, тщательное продумывание структуры работы и методики исследования, теоретического “оснащения” работы, разработку “Задания на дипломную работу” и утверждение его на кафедре. 
        Третий этап - решение конкретных профессиональных задач, которые обогащают теорию, уточняют и подтверждают отдельные ее положения, вносят новые решения в практику. Этот этап заканчивается выступлением на научной студенческой конференции с основными положениями дипломной работы.
        Четвертый этап - оформление дипломной работы с учетом ГОСТов системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Он предполагает также предзащиту дипломной работы на специальном занятии в присутствии членов комиссии от деканата, профилирующих кафедр, научного руководителя. 
        Заключительным этапом является рецензирование и представление на защиту дипломной работы. Защита дипломной работы в университете проводится на открытом заседании ГАК. На защиту могут быть приглашены руководители библиотек и служб информации, которые знакомы с содержанием работы и имеют свое мнение в качестве дипломной работы. 
Дипломная работа как итог учебной и научно-исследо-вательской работы студента в вузе служит основанием для рекомендации отдельных студентов в аспирантуру. С каждым годом увеличивается количество дипломных работ, внедряемых в практику библиотек и других служб информации. Целевые заказчики многих дипломных работ - областные, городские, специальные библиотеки, в том числе РГБ, ГПНТБ, ГРДБ, ЦНСХБ, библиотеки Центров народного творчества, различные музеи, такие организации, как “Мосгорархив”, “Информприбор”, Центр занятости населения г. Химки Московской области, Центр информации и рекламы Международного научно-технического комплекса “Микрохирургия глаза”.
Hosted by uCoz