Надольская Т.В.
ЗАДАЧИ ПЕРЕСТРОЙКИ КУРСА “БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД”
        Сложившаяся в результате многолетнего совершенствования структура курса “Библиотечный фонд” в целом себя оправдывает. По сути дела курс состоит из трех частей, системно раскрывающих наиболее существенные аспекты библиотечного фонда: 
- библиотечный фонд как подсистема библиотеки и сущностная система; 
- библиотечный фонд как технологическая система; 
- библиотечный фонд как кибернетическая (управляемая) система. 
        Однако реформа высшей школы: введение многоступенчатого образования, появление колледжей, дающих неполное высшее образование, бакалавриата и магистратуры, вынуждают построить структуру курса “Библиотечный фонд” в соответствии со структурой многозвенного библиотечного образования. 
В связи с этим требуется, чтобы бакалавр получил объем знаний, умений и навыков, необходимый и достаточный для того, чтобы владеть технологией формирования библиотечного фонда на практике. Следовательно, технологический раздел курса выдвигается в преподавании на первое место. 
Магистерское образование - это образование по преимуществу теоретическое, поэтому теоретические разделы курса должны быть отнесены на последний период обучения студента в университете. Такой подход в принципе соответствует и дидактическому принципу обучения от простого к сложному. 
Эти теоретические построения тем не менее вызывают значительные сложности при их практическом воплощении. 
        Во-первых, нелогично и невозможно излагать технологию формирования библиотечного фонда без того, чтобы дать студенту общие, а следовательно, общетеоретические представления о понятии “библиотечный фонд”. Иными словами, нынешний первый раздел курса вновь претендует на то, чтобы быть в начале курса. 
        Во-вторых, давать технологию в отрыве от частных теорий (комплектования, учета, размещения и т.п.) - тоже далеко не оптимальный вариант преподавания курса. 
Разрешение этого противоречия будет возможно, по-видимому, только в практике преподавания. Вероятно, для выработки рационального структурирования курса потребуются годы. Надо быть морально готовыми к тому, что с первой попытки этого достигнуть не удастся. Но это даст возможность подготовиться к введению магистерской подготовки. 
Развитие фондоведения привело к пониманию того, что один из разделов курса, а именно связанный с безопасностью и хранением фонда, имеет не узкофондовое, а общебиблиотечное значение. Назрел вопрос о выделении его в самостоятельный курс. 
Изменение структуры курса “Библиотечный фонд” потребует также существенных изменений в содержании учебной и производственной практики студентов.
Hosted by uCoz