Кокойкина О.Н.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАРКЕТИНГА
В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
         Любая фирма не может оставаться вне тех перемен, которые происходят в обществе, строящем рыночную экономику. Внедрение элементов маркетинга в повседневную работу - это насущное требование сегодняшнего дня. Можно говорить о включении в рыночные отношения и вузов, в том числе вузов культуры. 
Каждая фирма должна выработать основные принципы, которыми она будет руководствоваться в своей работе. Они должны исходить из общечеловеческих ценностей и не преследовать узкокорпоративные цели. 
        К основным принципам, опираясь на опыт зарубежных фирм, можно отнести: 
- каждый человек заслуживает уважения; 
- каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание; 
- добиваться совершенства во всем. 
        Чтобы сыграть свою роль, они должны быть прежде всего осознаны персоналом. 
         Главным достоянием фирмы являются люди, а не деньги или имущество. Важно постоянно подчеркивать, что каждый человек представляет собой личность. Чувство удовлетворения, испытываемое человеком от выполнения своей работы, должно дополняться материальными и моральными поощрениями. Это могут быть продвижение по службе, поощрение, премия. Сотрудника можно публично поблагодарить, написать о нем статью. 
Качество работы фирмы зависит от способности организации обеспечить рост квалификации своего персонала. Ведущие зарубежные фирмы тратят на учебные и образовательные программы немалые средства. Все сотрудники фирм, начиная с высшего руководства, ежегодно проходят курс повышения квалификации объемом не менее 40 часов. 
Большое значение имеет и подбор новых кадров. Интенсивный курс подготовки к работе в фирме успешнее усваивается лучшими выпускниками известных учебных заведений. К тому же они легче переключаются на выполнение более сложных работ. Чтобы достичь совершенства, надо пройти соответствующую подготовку и быть нацеленным на достижение успеха. Новички должны усвоить кодекс фирмы и увидеть его в действии. 
         Надо установить долгосрочные отношения с покупателями (в случае вуза - с теми организациями, которые заинтересованы в подготовке определенных специалистов). Деятельность фирмы во многом зависит от того, способна ли она установить и поддерживать устойчивые и длительные связи с достаточно широким кругом потребителей. 
Одно из определений маркетинга гласит, что маркетинг - это процесс установления фирмой созидательных и плодотворных связей со средой, в которой она осуществляет реализацию своих товаров и услуг. Коренное отличие сбыта и маркетинга в том, что в первом случае вы пытаетесь заинтересовать покупателя тем, что вы уже имеете; во втором- вы стараетесь заиметь то, в чем покупатель сам заинтересован. Реализация второго направления тесно связана с изучением рынка. Надо найти свою “нишу” среди подобных себе фирм, предложить на рынок или аналогичный товар, но высочайшего качества, или товар исключительной рыночной новизны. Вузы должны четко чувствовать потребность в специалистах новых специальностей, а также совершенствовать традиционное образование путем внедрения новейших методик, применения современных технических средств, обеспечения образованию достойной материально-технической базы. 
        Все сказанное относится к высшему образованию в целом и к библиотечному образованию в частности. Нетрудно заметить, что практически ни один из названных принципов работы не соблюдается. Поэтому трудно ждать от вузов серьезной отдачи и большой популярности в обществе. Из этого не следует, что библиотечное образование обречено на медленное угасание. Четкая продуманная политика руководства, пересмотр старых и внедрение новых принципов работы, материальная поддержка со стороны государственных структур способны поднять это образование на новый уровень и сделать его престижным.
Hosted by uCoz