Ключенко Т.И.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
        Необходимость формирования математической культуры у библиотечных специалистов, как представителей гуманитарной профессии, обусловлена той остротой, которую приобретает в конце 90-х гг. концептуализированная полвека назад Ч. Сноу проблема соотношения и взаимодействия научно-технической и гуманитарно-худо-жественной культур. Острота эта вызвана тем, что, с одной стороны, она выступает как столкновение духовной, эколого-этической, гуманитарной по своей сути культуры с вульгарно-математической, гедонистической, технократической культурой; с другой - ее проявление в традиционном аспекте показывает, что следует прежде всего обратить внимание на этико-этическое просвещение студентов научно-технических специальностей и повышение уровня подготовки студентов-гуманитариев в области более строгих и точных методов познания (основы системного анализа, теория информации, логика, математико-статистические методы, компьютерная техника). 
        Трудности формирования математической культуры у библиотечных специалистов связаны с тем, что большинство научных работников-библиотековедов и библиографов в силу сложившейся в высшем образовании практики не имеют достаточной математической подготовки, а это определенным образом сдерживает развитие библиотечно-библиографической науки. Сама идея математизации вызывает внутреннее сопротивление со стороны людей, привыкших к традиционно гуманитарным способам мышления, в то время как математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но и элементом общей культуры. 
        Недостаточная математическая подготовка выпускников библиотечно-библиографической деятельности сказывается на темпах ее компьютеризации, информатизации и на адаптации библиотек к рыночным условиям. 
Одним из путей формирования математической культуры явилась внедряемая в практику преподавания непрерывная программа математического образования студентов на библиотечно-информационном факультете Казанской государственной академии культуры и искусств в рамках специализации “Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем”.Основная цель реализации этой программы на специализации - воспитание математической культуры, которая включает в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей библиотечно-библиографической подготовке, правильное представление о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре, умение логически мыслить и оперировать абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных соотношений при описании процессов комплектования фондов, обработки и передачи информации, анализе спроса на информацию, изучении информационно-потребительской ситуации и т.д. При этом упор делается на необходимость учета принципиальных характеристик библиотечно-библиографического (гуманитар-ного) мышления. 
        Наличие учебного пособия “Математические методы в библиотечной работе” и “Сборника задач по математическому моделированию информационно-библиотечных процессов”, подготовленных преподавателями кафедры и изданных в издательстве Казанского университета в 1987 и 1993 г., значительно облегчило реализацию задач математической подготовки студентов. 
        Организационное и математическое обеспечение процесса непрерывной математической подготовки тесно увязаны с принципом управления мыслительной деятельностью. Этот принцип предполагает перевод студентов с низкого уровня познавательной деятельности (уровня знакомства) на более высокие (воспроизведения и умения, а затем и творческий). При этом одной из главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями. 
Задачи моделирования, а также установление связи между компонентами системы “человек - компьютер - модель” в настоящее время настолько усложняются, что их решение требует синтеза естественных и гуманитарных наук, а также проведения широких междисциплинарных исследований. 
        Внедряемая на специализации программа непрерывной математической подготовки создает предпосылки для успешного решения будущими библиотечными специалистами таких задач.
Hosted by uCoz