Алешин Л.И. |
КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ |
Под совершенствованием учебного процесса с помощью компьютерных технологий
порой понимают тривиальное использование ПК. Сегодня это еще, действительно,
в значительной степени так, потому что многие абитуриенты не владеют даже
основами компьютерной грамотности. Однако, по нашему мнению, в скором времени
отпадет потребность обучать этому студентов. В этой связи представляется
целесообразным предъявлять к абитуриентам требование овладеть основами
компьютерной грамотности до поступления в вуз. В настоящее время в качестве
временной меры можно, например, предложить студентам первого курса самостоятельно,
на различных курсах вне вуза или факультативно (на курсах по выбору и т.п.)
приобрести эти знания и навыки с тем чтобы, начиная со второго курса обучения
в вузе, приступить к изучению необходимых им в профессиональной деятельности
компьютерных технологий.
Для совершенствования учебного процесса, в первую очередь, вуз
должен обладать комплектом необходимых учебно-методичес-ких материалов
и учебников, наиболее полно отвечающих потребностям преподавания всех учебных
дисциплин. Этот набор материалов может использоваться несколькими способами.
Первый из них подразумевает наличие этих материалов в традиционной (печатной)
форме. Однако сегодня практически все учебные материалы в высших
учебных заведениях страны готовятся с использованием компьютерной техники
и технологии. Оригинал-макеты учебных материалов создаются с помощью компьютеров
как на базе простейших текстовых редакторов типа Лексикон и Word, так и
с использованием специальных профессиональных издательских программ, что
позволяет ускорить выпуск учебных материалов, а также их модификацию. Предоставление
таких материалов обучаемым в машиночитаемой форме может быть осуществлено
практически одновременно с подготовкой оригинал-макета.
Другой аспект подразумевает использование более современных методов
обучения, основанных на применении специальных компьютерных программ,
предоставляющих возможность производить обучение и контроль знаний студентов
по отдельным учебным дисциплинам (“электронные учебники” с блоком компьютерного
тестирования уровня полученных знаний). Эта задача сегодня достаточно актуальна,
так как компьютерные технологии способствуют развитию познавательных способностей,
активизируют мотивацию студентов к получению необходимых знаний, позволяют
наиболее точно и комфортно осуществлять контроль приобретенных знаний и
т.п. Таким образом, новые информационные технологии влияют и на традиционные
технологии обучения. В этой связи следует отметить, что одним из важных
требований, предъявляемым к вузам сегодня, является наличие на всех кафедрах
высшего учебного заведения “единых фондов контрольных заданий”. Для профессорско-препода-вательского
состава вуза не представляет принципиальной трудности подготовить традиционные
(на бумажном носителе) перечни контрольных вопросов и заданий, наиболее
актуальных, по мнению кафедры, для определения уровня знаний студентов
по конкретным учебным курсам. И это необходимо делать. Однако мы полагаем,
что этого недостаточно. Общеизвестно, что тест является наиболее объективным
способом выявления уровня знаний, ибо он не зависит от множества субъективных
факторов, воздействующих на преподавателя и студента. Более того, тест
позволяет производить ранжирование (сравнение студентов по уровню усвоения
полученных ими знаний) и т.п. Данная проблема является принципиально важной,
чему подтверждением явилось проведение в МГУК в течение последних четырех
лет компьютерного тестирования студентов по дисциплине “Библиотековедение.
Общий курс”. В процессе такого контроля не только удается наиболее точно
выявлять уровень знаний отдельных студентов и учебных групп в целом, но
и студенты уже с первого курса обучения активно приобщаются к работе с
компьютером, преодолевают психологические барьеры и весьма положительно
оценивают данную форму проверки их знаний. Поэтому необходимо более широко
использовать подобные методы контроля.
Важным моментом совершенствования учебного процесса являются обучение студентов
работе с компьютерными программами и технологиями, используемыми в повседневной
деятельности учреждений, организаций, фирм и т.п., принимающих на работу
выпускников наших вузов, т.е. с компьютерными программами для решения конкретных
производственных задач. Реализация этой проблемы требует не только необходимого
парка компьютерных средств и наличия соответствующих компьютерных программ,
но и соответствующего количества преподавателей, свободно владеющих как
собственно компьютером (инструментом профессиональной деятельности), так
и соответствующими компьютерными программами.
Проблема совершенствования научно-методической работы в значительной степени
связана с совершенствованием учебного процесса. Имеются в виду оперативная
подготовка, а также выпуск учебно-методических материалов и учебников
в традиционной (печатной) и машиночитаемой форме. Кроме собственно проблемы
подготовки материалов, здесь подразумеваются и другие вопросы. Так, в качестве
примера, можно привести вариант проведения конференций по заранее определенной
тематике. Этот вариант базируется на использовании вычислительных сетей,
например, электронной почты, организация которой в учебных заведениях не
представляет значительных трудностей при использовании международных сетей
университетских знаний и т.п. При этом меньше времени расходуется на подготовку
материалов конференции в машиночитаемой форме, можно бысто обмениваться
информацией (тезисы, статьи и др.), проводить телеконференции между специалистами,
находящимися непосредственно на своих рабочих местах и занимающимися одной
или несколькими обозначенными проблемами и т.д. Таким же образом достаточно
быстро можно осуществлять формирование трудов, сборников и др. материалов
по конкретным темам для быстрого ознакомления всех участников планируемой
конференции с подготовленными материалами. В этом случае подготовка сборника
по выбранной теме на основе собранных машиночитаемых тезисов может быть
осуществлена значительно проще. Кроме того, такой материал будет более
предметен, иметь меньший объем, а значит, с одной стороны, дешевле, с другой
- представлять больший интерес именно для специалистов данной области,
которым можно заблаговременно, с помощью электронной почты, сообщить основные
библиографические данные о материалах формируемых тезисов, сборников и
др. Можно также организовать сбор заявок на получение подготовленных материалов
как в традиционной (печатной), так и в машиночитаемой форме.
Можно констатировать, что обозначенные проблемы необходимо активно решать
и целесообразно начинать это делать незамедлительно, так как, по мнению
ряда отечественных и зарубежных специалистов, будущее высших учебных заведений
лежит в области применения именно компьютерных технологий, которые в современных
условиях практически в любой стране мира (в том числе в России) являются
одним из важнейших инструментов совершенствования высшего образования.
|