Клапиюк В.Т.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЕЕ НЕДОСТАТКИ
        Начало реформы высшего библиотечного образования в России связано с разработкой, утверждением и введением в действие такого важнейшего документа, как "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 05.27.00 - Библиотековедение и библиография (третий уровень высшего профессионального образования)". Само по себе содержание госстандарта не вызывает особых возражений. В критическом анализе нуждается избранная УМО при МГУК концепция библиотечного образования в стране. 
Основное заключается в том, что вместо многоуровнего высшего образования и многовариантной системы профессиональных образовательных программ библиотечного образования сохранена одноуровневая структура и одна основная программа: подготовка библиотекарей - библиографов с углубленным знанием специальности на основе пятилетнего срока обучения. 
        Не разработаны и не введены в действие образовательно - профессиональные программы с присвоением степени бакалавра и магистра, как это делается в мировом зарубежном библиотечном образовании и в других отраслях в нашей стране. 
Невозможно применить дифференцированный подход в учебном процессе в зависимости от образовательного уровня знаний студентов, их способностей и финансового положения. 
Нельзя в полной мере использовать один из основных принципов реформы - повышение фундаментальности подготовки на каждом последующем уровне. 
УМО не учитывает того обстоятельства, что подготовкой библиотечных специалистов занимаются не только вузы культуры и искусства, но и ряд других вузов. Эти учебные заведения полностью перешли на многоуровневую структуру высшего образования с присвоением степеней бакалавра и магистра. Но они не имеют права готовить бакалавров и магистров без соответствующих документов УМО при МГУК. 
        Не будет использовано право свободы выбора каждым вузом различных уровней и различных образовательно-профессиональных программ, гарантированного им общефедеральными законами и нормативными актами по реформе образования. 
Введенный в действие госстандарт третьего уровня без присвоения степени магистра закрывает путь к приобретению этой степени той частью специалистов библиотек, которые получили высшее библиотечное образование до начала реформы. Библиотечные специалисты с небиблиотечным образованием такую возможность будут иметь. 
Сказанное не позволит поднять статус и престиж библиотечной специальности, а наоборот, принизит ее в глазах молодежи при выборе профессии. А реализация библиотечного образования в рамках прежнего одноуровневого подхода не позволит повысить фундаментальную и прикладную подготовку библиотекарей-библиографов высшей квалификации, не обеспечит гибкости общекультурной, общенаучной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и культуры. Не учитывает она отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО. 
        Ближайшие задачи УМО при МГУК: разработка федеральной программы реформы библиотечного образования на основе всех принципов, которые провозглашены в законодательных актах; введение на библиотечных факультетах многоуровневой структуры образования и различных образовательно-профессиональных программ. Каждый вуз может иметь свою концепцию библиотечного образования, но основанную на федеральной программе реформы. 
Многоуровневая система подготовки кадров составляет суть и основную задачу современной реформы профессионального библиотечного образования в стране. Она включает: 
        1. Начальное библиотечное образование. Осуществляется на базе основного и среднего (полного) общего образования и реализуется: на библиотечных курсах, в общеобразовательных школах (гимназиях, лицеях), в учебных заведениях среднего библиотечного образования (по программе начального библиотечного образования). Сроки обучения: от нескольких месяцев до одного года. 
        2. Среднее библиотечное образование. Осуществляется на базе основного и среднего (полного) общего образования (2-3 года), начального библиотечного образования (1 год) и реализуется: в средних учебных заведениях (КПУ, колледжи, библиотечные техникумы), в вузах, которые имеют лицензию на подготовку библиотекарей средней квалификации (для этого в структуре вуза могут быть созданы колледжи, училища культуры). 
        3. Высшее библиотечное образование. Осуществляется вузами на базе среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования и первого высшего образования. Имеет три уровня: 
        3.1. Неполное высшее библиотечное образование на базе среднего (полного) общего образования, включающее двухлетнее обучение по общеобразовательной программе базового высшего образования и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним библиотечным образованием. 
        3.2. Базовое высшее библиотечное образование на основе среднего (полного) общего, начального и среднего библиотечного и небиблиотечного высшего образования. Реализуется по двум основным программам: 
        а) подготовка бакалавра (не менее 4 лет на дневном отделении и сокращение срока для лиц, имеющих начальное и среднее библиотечное и небиблиотечное высшее образование); 
        б) подготовка специалистов "библиотекарь-библиограф с высшим образованием" (срок обучения - 4 года, сокращенный вариант - два или три года). 
        3.3. Высшее библиотечное образование третьего уровня может быть реализовано по двум программам, обеспечивающим углубленную подготовку по специальности и по специализациям: 
        а) с присвоением академической квалификационной степени магистра библиотековедения и библиографии; 
        б) с выдачей диплома об углубленном знании специальности, но без присвоения степени магистра (не менее 1 года). 
        Существующая до реформы система подготовки кадров на библиотечных факультетах приравнивается ко второй программе третьего уровня высшего образования. 
        4. Подготовка специалистов через аспирантуру и методом самостоятельной работы над кандидатской диссертацией. Присвоение научной степени кандидата наук. 
        5. Подготовка специалистов через докторантуру и методом самостоятельной работы над докторской диссертацией. Присвоение научной степени доктора наук. 
        Реформа библиотечного образования предусматривает кардинальные изменения в номенклатуре и в самом механизме замещения библиотечных должностей.
Hosted by uCoz