Ильичева Л.С.,Лукашина М.И.
ПРЕПОДАВАНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ
В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ МАРКЕТИНГА
        В условиях рыночной экономики методология и практика маркетинга пронизывает деятельность учреждений культуры, в том числе библиотек и информационных служб. 
Формирование рынка информационных продуктов и услуг, когда библиографические продукты и услуги функционируют как товар особого рода, определяет обращение к проблеме регулирования и управления отраслевыми библиографическими ресурсами. 
        Задача наиболее полного удовлетворения библиографических потребностей немыслима без изучения спроса, расширения производства, освоения новых сегментов рынка. Применение теоретических и практических принципов маркетинга является эффективным инструментом развития и совершенствования библиографической деятельности. 
Становление рынка библиографических продуктов и услуг вызвало к жизни новые виды маркетинга: информационный, библиотечный. В качестве их самостоятельного компонента следует рассматривать библиографический маркетинг, который сочетает в себе черты того и другого вида. 
Свойства библиографической информации, резко отличающие ее от концептуальной и фактографической, реально проявились в потребительских характеристиках библиографической продукции и услуг. 
        Научно обоснованная и практически целесообразная стратегия и сбытовая политика в сфере отраслевых библиографических продуктов и услуг базируется на установлении разумных пропорций между некоммерческим и коммерческим маркетингом. Получение прибыли от реализации этих продуктов и услуг дает дополнительные возможности для расширения их производства, совершенствования технологии и качества, укрепления позиций на информационном рынке. Результативность этой работы во многом зависит от уровня профессионализма в проведении маркетинговых исследований, принятии и воплощении маркетинговых решений. Целесообразность использования приемов маркетинговой деятельности наглядно прослеживается в практике работы крупнейших библиотек и информационных служб России. Исследование, проведенное РГБ, "Формиро-вание рыночных отношений в библиотечном деле" (1992) подтвердило эффективность маркетингового подхода в организации библиографической деятельности. 
        Признано, что подготовка в области менеджмента и маркетинга является одной из составляющих профессионализации студентов библиотечных отделений и библиотечно-информационных факультетов училищ (колледжей) и вузов культуры. В настоящее время это обеспечивается за счет изучения курсов экономики, информатики и библиотековедения. По нашему мнению, маркетинговый подход может применяться и в преподавании библиографических дисциплин. Изменение и усложнение характера деятельности информационных работников, возникновение новых информационных структур диктуют внедрение в систему профессиональной подготовки будущих библиотекарей-библиографов специальных библиографических курсов, основанных на маркетинговой концепции. 
        Впервые в соответствии с новым учебным планом на библиотечно-информационном факультете МГУК начинается изучение студентами всех специализаций курса «Маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг». Нами разработана программа данного курса, целью которого является ознакомление с теорией и принципами библиографического маркетинга и его практического применения в отраслевой библиографической деятельности. С позиций маркетингового подхода в курсе будут рассмотрены вопросы ассортимента отраслевых библиографических продуктов и услуг, дана классификация потребителей отраслевого информационного рынка и характеристика их библиографических потребностей. Значительное место в курсе будет отведено анализу состояния библиографического обеспечения различных отраслей знания и практической деятельности. Уделено внимание характеристике участников рынка библиографических продуктов и услуг, проблеме производства и распространения отраслевой библиографической информации, технологии проведения маркетинговых решений. Основная задача состоит в том, чтобы научить студентов применять приемы маркетинговой деятельности с учетом особенностей содержания, назначения и форм отраслевых библиографических продуктов и услуг - отечественных и зарубежных, их познавательной и потребительской ценности (стоимости). 
        Полагаем, что отдельные положения этого курса, полученные студентами практические умения и навыки могут быть конкретизированы, углублены, развиты в других библиографических дисциплинах.

 
Hosted by uCoz