Зайцева Т.А.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ КАТАЛОГИЗАЦИИ
        Одной из проблем вузовской подготовки в области каталогизации является проникновение в содержание обучения новых информационных технологий, таких, как компьютерные средства. Принципиально следует различать использование компьютеров как обучающего средства, включенного в традиционный процесс обучения каталогизации, и обучение новым компьютерным средствам реализации отдельных процессов обработки документов. 
        Информационная революция затрагивает все сферы жизни, в том числе и образование. Однако компьютеризация философского или исторического образования - это проблема, которая должна рассматриваться в рамках педагогической технологии, а компьютеризация подготовки специалиста по каталогизации - проблема иного рода. Дело в том , что сама каталогизация претерпевает коренные изменения с внедрением компьютерных средств. К настоящему моменту можно выделить три основные группы электронных каталогов, в зависимости от выполняемых ими функций. Это общедоступные каталоги, работающие в реальном времени (ОРАС), которые ведутся в публичных библиотеках и обеспечивают поиск по элементам библиографического описания, по предметным рубрикам и ключевым словам. Вторая группа электронных каталогов отвечает только на вопрос о наличии книги в фонде. Третья группа, как правило, ориентируется на фонд конкретной библиотеки и позволяет вести глубокий тематический (в том числе ретроспективный ) поиск литературы. Естественно, существуют каталоги, объединяющие перечисленные возможности. 
        В связи с этим возникает вопрос: чему и в какой мере следует обучать специалиста по каталогизации на разных уровнях подготовки? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Предполагается, что первым критерием для определения направления подготовки специалистов по каталогизации должна стать профессиональная квалификация будущего специалиста. Так, и в отечественных, и в зарубежных библиотеках существуют самые различные категории специалистов. В частности, в последних документах ИФЛА для публичных библиотек выделяются следующие категории библиотечного персонала: 
        1) профессиональные библиотекари - лица со специальным средним или высшим образованием; 
        2) технические работники, имеющие библиотечную подготовку в объеме краткосрочных курсов или не имеющие таковой; 
        3) работники физического труда (чаще распространено в крупных библиотеках); 
        4) другие профессионалы (библиотекари - отраслевики, архивисты, другие специалисты); 
        5) администраторы, многие из которых являются квалифицированными библиотекарями; 
        6) техники (переплетчики, наладчики оборудования и др.). 
        Далеко не всякие педагогические приемы и методы являются абсолютно новыми. Часто новизну определяют условия их выбора и применения. Сегодня очень широко распространилисьвзгляды на необходимость внедрения компьютеров в преподавание всех дисциплин. Однако важно оценивать эффект от такого безусловного внедрения. Педагогические методики вообще и проблемы преподавания конкретных дисциплин в частности являются областью теории и методики ничуть не меньше, чем областью чисто технического обеспечения. К сожалению, у нас бытует точка зрения, что поскольку процессы обработки документов имеют большие резервы компьютеризации в практике, то и в обучении им основная проблема заключается в насыщении учебного процесса компьютерами. Правильнее считать, что для того, чтобы уместно и эффективно применять новые коммуникационные и информационные технологии в обучении, надо отказаться от чисто механического подхода, а стремиться к системному взгляду на подготовку специалиста. Только такое видение позволит оценить необходимость применения тех или иных технических и программных средств как в отдельных разделах и темах, так и в курсе в целом.
Hosted by uCoz