Плотников К.М
|
ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФОРМ ТИРАЖИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА |
В конце ХХ в. человечество вступило в новую стадию - построения информационного
общества. Развивающаяся индустрия информации кардинально меняет облик современной
культуры. Развиваются новые виды искусства, новые формы тиражирования произведений
искусства, опирающиеся на современные технологические достижения.
Организуя деятельность в современной сфере искусства, субъект не может
не включать в свой повседневный труд электронные, машиночитаемые, цифровые,
голографические и т.п. информационные носители. Эти современные формы увеличивают
свою экспансию по отношению к традиционным носителям не только в количественном,
но и качественном отношении. Сегодня современный рынок информационных ресурсов
и услуг в состоянии предложить альтернативные формы документов, которые
уже не дублируют бумажные носители. Поэтому приходится признать, что последние
стали сдавать свои позиции в отношении компактности, стоимости, условий
хранения, средств поиска и средств предоставления информации в визуальной
статической форме.
В первую очередь, общий вес достигнутых результатов технической революции
приходится на компьютерные технологии. Усовершенствования в данной отрасли
широко отразились на искусствоведческой отрасли. К числу областей, в которых
замечено активное продвижение компьютерных технологий, можно отнести такие
феномены, как искусство видео, включая цифровое, компьютерную анимацию,
компактные диски, носители аудио- и видеоинформации, гипертекстовых форм
организации информации.
Технология записи компактных аудио- и видеодисков СD-ROM (С D
- WORM , CD - WRAM ,
DVD - Video ) является новой широко распространяющейся
технологией тиражирования практически всех видов искусства (произведений
музыки, кино, театра, литературы, изобразительного искусства и т.п.). Данная
технология успешно вытесняет грамзаписи, магнитозаписи, конкурирует с кино-
и видеозаписью театральных постановок и шоу. Новые виды тиражирования произведений
искусства нетрадиционны для библиотечных фондов, но также требуют библиографического
отражения в интересах специалистов и реципиентов. Библиотеки, как центры
хранения определенных видов информации и учреждения, предоставляющие информационные
услуги, сталкиваются с проблемой организации и функционирования нетрадиционных
массивов.
Поэтому возникает проблема разработки принципов и методики библиографирования
новых видов публикаций. В международном коммуникативном формате МАRС предполагается
организация электронных массивов, отражающих аудио- и видеофонды библиотек,
указаны метки возможных полей при отражении формальных признаков документа.
Но сделать библиографическое описание на обычную дискету, как носитель
информации теоретически представляется затруднительно. В данной формулировке
вопрос не получил отражения в специальной литературе. Разработка проблем
функционирования в обществе новых форм тиражирования произведений искусства
опирается на работы по изучению взаимодействия культуры и НТП, теорию информационной
эстетики и информационную культурологию, на исследования воздействия информационных
потоков на личность.
Приоритетом в подходе к данной проблеме остается выявление основных тенденций
в области тиражирования произведений искусства с помощью современных технических
средств и анализ современной системы библиографирования данных публикаций,
изучение системы средств литературно-художественной библиографии и библиографии
искусства, исследование взаимосвязи искусства и ЭВМ, рассмотрение вопроса
об особенностях психологии восприятия искусства.
|