Карташов Н.С.
ФЕДЕРАЛИЗМ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА
        В основе организации и управления библиотечным делом лежит разработка научно обоснованной библиотечной политики, обеспечивающей оптимальное решение стратегических проблем.
        Развитие библиотечного дела тесно взаимосвязано с территорией, регионом, конкретной местностью. С децентрализацией управ-ления и последовательным обретением региональной самостоятельности все очевиднее становится необходимость разработки и реализации стратегии территориальной организации библиотечного дела с учетом индивидуальности каждого региона, т.е. целенаправленной региональной библиотечной политики.
        Объективными факторами региональной библиотечной политики являются:
        - дифференциация состояния библиотечного дела и приоритетов государственной библиотечной политики;
        - громадные по меркам других стран масштабы библиотечного пространства;
        - большое разнообразие регионов, различающихся: природными условиями, историей развития (в т.ч. библиотечного); экономическим потенциалом, социально-демографическими и культурными особенностями; содержанием и остротой экономических, социальных и библиотечных проблем; направлениями, механизмами и возможностями решения как общегосударственных, так и региональных библиотечных проблем.
        Главный стержень региональной библиотечной политики - формирование эффективно функционирующей территориальной библиотечной системы, выявление и совершенствование форм и методов территориальной библиотечной интеграции, учет региональных особенностей размещения библиотечных ресурсов, установление и поддержание территориальных библиотечных пропорций, создание действенного механизма управления территориальными библиотечными системами.
        Региональная библиотечная политика в условиях Федерации одновременно генерирует и поддерживает как единство, так и многообразие территориальных библиотечных систем одновременно. Региональная библиотечная политика не должна ограничиваться только единством противоположностей “централизация-децентрали-зация”. Совместно с этой логической связкой она основывается и на единстве другой противоположности - “единство-многообразие”. Многообразие территориальных библиотечных систем - залог выгодного взаимодействия, сотрудничества библиотек, взаимодополнения друг друга и создания единой библиотечной системы региона и страны, в которой каждая библиотека и библиотечная сеть выполняют свои, специфические функции. Суть региональной библиотечной политики - укрепить единство, сохраняя разнообразие библиотечных систем.
        Одним из кардинальных вопросов теоретического и методологического характера является разработка и осуществление принципов и критериев разграничения полномочий органов государственной власти федерального центра, субъектов Федерации и низовых муниципальных органов в формировании и реализации региональной библиотечной политики. Общие принципы этого разграничения установлены Конституцией РФ (статьями 71-73, 76-78), Федеральным библиотечным законом, Законом о местном самоуправлении.
        На федеральном уровне должен функционировать центр государственной библиотечной политики. Им может быть Федеральная библиотечная комиссия (при Правительстве или МК РФ). Ее задачей могла бы стать осуществляемая по поручению Президента, Правительства, Федерального собрания координационная и экспертно-консультационная работа по регулированию государственной библиотечной политики в области развития территориальных библиотечных систем, не связанного иерархически с ведомствами и органами библиотечного управления в субъектах РФ. Научно-методи-ческое обеспечение государственной региональной библиотечной политики осуществляют РНБ и РГБ, в структуре которых должны функционировать подразделения регионального библиотековедения. Участие этих библиотек в разработке и реализации государственной региональной библиотечной политики представлено тремя функциями: координация межрегиональных библиотечных отношений и связей; разработка, внедрение и совершенствование основных методических принципов территориальной организации библиотечного дела; осуществление и организация межрегиональных исследований уровня библиотечного развития.
        На региональном (субъектном) уровне решаются библиотечные проблемы, специфические именно для данного региона. Объектом региональной библиотечной политики на этом уровне является вся библиотечная система, расположенная на данной территории. Будучи субъектом РФ, каждый регион должен иметь собственную концепцию библиотечного дела, выявляющую общерегиональные основы его функционирования и согласованную с развитием всех элементов территориальной библиотечной системы и с долгосрочной стратегией библиотечного дела страны.
        Центром региональной библиотечной политики на субъектном уровне может быть республиканская (краевая, областная) библиотечная комиссия, а ее рабочим органом - центральная библиотека региона.
        Центральной проблемой местной региональной библиотечной политики является коренное изменение места и роли низового регионального звена управления в системе библиотечных отношений. Суть этих изменений состоит в том, что функции основного, базового звена регионального библиотечного управления переходит к низовым территориальным образованиям - городам и районам. Целевой функцией местного библиотечного самоуправления выступает комплексное библиотечное развитие территории (города, района, села), удовлетворение специфических для данной территории информационных потребностей населения с учетом всей совокупности местных особенностей.
        Субъектом местного самоуправления выступают библиотеки (библиотечные работники), а реализуется самоуправление через представительные (выборные) библиотечные органы. Библиотеки объединяются на добровольной основе в территориальные объединения (ТБО), которые становятся юридическим лицом, представляющим интересы библиотек. В структуре ТБО формируется Совет объединения. Активное участие в местном библиотечном самоуправлении принимают территориальные библиотечные общества и ассоциации. Их деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с Советом ТБО. Конкретный механизм разделения функций зависит от местных условий, в частности от масштабов региона, численности библиотек и библиотечных работников, сложившихся библиотечных отношений и др.
        Рабочим органом Совета ТБО выступает центральная библиотека территории (как правило, универсальная библиотека).
        Библиотечный прогресс в регионах реализуется преимущественно на основе взаимодействия федеральной, региональной и местной библиотечных политик. Было бы упрощением рассматривать территориальные библиотечные системы вне взаимной связи и обусловленности.
        Региональная библиотечная политика обеспечивает: рациональное сочетание библиотечных интересов государства (Федера-ции), его субъектов и территорий местного самоуправления; триединство уровней управления (федерального, регионального и местного) при сохранении центра, координирующего и интегрирующего библиотечную деятельность регионов; демократизацию и децентрализацию библиотечного управления; устойчивость и стабильность меж- и внутрирегиональных библиотечных отношений. Проведение региональной библиотечной политики требует сочетания разнообразных конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования библиотечных систем на всей территории страны, общих правил их взаимодействия.
        Включение задач, форм, методов региональной библиотечной политики в развитие библиотечного дела усиливает в государственной библиотечной политике такие качества, как комплексность, т.е. нацеленность на все стороны территориальной организации библиотечного дела; долгосрочность, ибо основные задачи библиотечной политики требуют для своей реализации, как правило, значительного времени; сопряженность региональной политики с глобальной государственной стратегией развития библиотечного дела страны; централизованность, т.е. уровень государства в целом, а не сумму региональных “политик” отдельных регионов страны; ориентированность на конечный результат, т.е. на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей и эффективное использование библиотечных ресурсов.
        В современных условиях неотложной задачей является разработка механизма реализации региональной библиотечной политики. Прежде всего необходима система нормативно-правовых актов, призванных создавать правовое поле региональной библиотечной политики. Во многих регионах разрабатываются и осуществляются местные законодательные акты. Однако сегодня отсутствует общенормативный акт, регламентирующий процедуры разработки и способы реализации региональной библиотечной политики. В Федеральном библиотечном законе нет самого понятия “региональная библиотечная политика”. Недопустимо давать право субъектам Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по отдельным вопросам библиотечной деятельности, не дожидаясь принятия соответствующего федерального нормативного акта. Нужно создать систему, которая бы четко и ясно обеспечивала реализацию принципиальных целей региональной библиотечной политики. Указом Президента РФ (или Постановлением Правительства РФ) необходимо утвердить “Положение о Федеральной библиотечной комиссии”, подобные документы на региональном уровне будут разработаны субъектами РФ.

        В ряду основных научно-практических средств региональной библиотечной политики должны быть внедрены региональные библиотечные программы. Объектами программ являются внутри- и межрегиональные неравенства в уровне библиотечного обслуживания, а также обусловливающие их различия в темпах и характере развития библиотечных ресурсов. Цели же состоят в том, чтобы свести эти неравенства к минимуму путем ускоренного библиотечного развития “отстающих” регионов. Научно-методическим центрам (РГБ и РНБ) необходимо разработать концепцию и методологию региональных библиотечных программ, а федеральному центру - утвердить общероссийское “Положение”.
        Стратегические цели региональной библиотечной политики задаются в результате развития ее теории и методологии. В настоящее время библиотечное дело РФ находится на переходном и сложном этапе, что особенно заметно при региональном анализе. Для него характерны все более усиливающиеся тенденции суверенизации и стихийности, автономизации и некомплексности, концентрации и дисперсии региональных библиотечных ресурсов, неодинаково проявляющиеся на разных региональных уровнях - от крупных (типа Сибири) до локальных образований (типа отдельных населенных пунктов). Эти тенденции порождают неравномерность и поляризацию (контраст-ность) в развитии библиотечного дела отдельных регионов.
        Серьезные недостатки в библиотечном деле России обязывают провести объективный анализ ситуации, определить специфику и приоритеты формирования региональной библиотечной политики, основаны на сравнительном анализе региональных уровней библиотечного развития. В решении этой задачи неоценима роль создания банка достоверной информации о библиотечных системах регионов, их проблемах и возможностях, а также действенных инструментов интерпретации полученных результатов. Наиболее приемлемым инструментом является методология и методика регионального библиотечного мониторинга, т.е. системы непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в библиотечной сфере с целью своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших библиотечных процессов и явлений. Необходимо узаконить проведение мониторинга, подготовить методические материалы, провести серии семинаров и деловых игр руководителей и ведущих специалистов центральных библиотек, органов библиотечного управления по основным моментам организации мониторинга.
        Важной и ответственной выдвигается сегодня задача разработки программы комплексного совершенствования механизма региональной библиотечной политики. В качестве организационной формы реализации этой задачи предлагается осуществить долгосрочную научно-исследовательскую федеральную программу “Регио-нальное библиотечное взаимодействие”. На основе выявления ведущих региональных библиотечных проблем и результатов исследований ежегодно в регионах на базе центральных библиотек, а также в СПБ и Москве на базе РНБ и РГБ в виде семинаров, круглых столов, деловых игр, конференций организуется обсуждение и решение следующих задач:
        1) определение функций, предназначения и роли различных типов библиотек и библиотечных сетей в системе региональных библиотечных связей и отношений;
        2) отработка моделей формирования ТБО и федерального, регионального и муниципального управления их деятельностью;
        3) методология и методики разработки региональных библиотечных программ и механизма их реализации;
        4) методика организации и результаты региональной библиотечной диагностики и мониторинга;
        5) опыт разработки региональных нормативно-правовых библиотечных актов;
        6) определение направлений, приоритетов и практических мер региональной библиотечной политики государства в целом и отдельных регионов для разрешения проблем регионального библиотечного неравенства и наиболее эффективной реализации библиотечного потенциала регионов.
Вагонка штиль лиственница Вагонка лиственница цена.
Hosted by uCoz