Дегтерева И.А.
РЕКЛАМА В КОНТЕКСТЕ БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА
        Нынешняя экономическая ситуация обусловила появление и использование во всех отраслях народного хозяйства такого инструмента рыночной экономики, как маркетинг. Понятие "библиотечный маркетинг" перестало удивлять специалистов, и многие библиотеки так или иначе пользуются маркетинговыми инструментами, имеют соответствующее структурное подразделение, что призвано сыграть значительную роль в улучшении обслуживания и взаимодействия с пользователем.
Информационная индустрия представляет собой самостоятельный сектор экономики, неотъемлемым элементом которого стал маркетинг, как главный фактор информационного бизнеса, определяющий стратегию деятельности любой информационной фирмы, в том числе и библиотеки - одной из важнейших составных данной отрасли.
К сожалению, не всегда удается достичь такой слаженности в работе всех инструментов маркетинга, при которой достигался бы максимальный результат. В связи с этим представляется важным дальнейшее изучение, как отдельных элементов библиотечного маркетинга, так и маркетинговой системы в целом.
        Среди функций маркетинга выделим следующие:
        1. Исследование рынков сбыта продукции.
        2. Ассортиментная политика.
        3. Сбыт и распределение.
        4. Ценообразование.
        5. Реклама и стимулирование сбыта. 
        Указанные функции маркетинга тесно взаимосвязаны и их разделение в значительной мере условно. Для результативной работы необходимо, чтобы маркетинговая деятельность обеспечивала: 
        - достоверную информацию о рынке сбыта;
        - создание такого ассортимента, который соответствует требованиям рынка;
        - необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок и контроль над реализацией.
        Необходимо также выделить некоторые отличительные особенности рынка библиотечно-информационной продукции и услуг, влияющие на характер маркетинговой деятельности библиотек:
        - число потребителей НТИ на несколько порядков ниже числа потребителей товаров массового спроса;
        - использование современных информационных технологий ведет к созданию принципиально новых видов информационной продукции и услуг;
        - связь информационного продукта с технологией его доставки;
        - адаптация к запросам потребителей, разработка средств, облегчающих доступ к информации.
        Подробнее рассмотрим рекламу как инструмент библиотечного маркетинга на примере ее использования в Государственной публичной исторической библиотеке России.
        Использование рекламы в рамках деятельности отдела маркетинга ГПИБ выполняет следующие задачи:
        - распространение знаний о библиотеке, ее истории, пользователях;
        - преодоление предубежденности потенциальных потребителей по отношению к продукции и услугам библиотеки;
        - информация об изменениях в работе библиотеки, появлении новых услуг и т.п.;
        - исследование рынка сбыта путем изучения потребительского спроса на издательскую продукцию и услуги библиотеки, что в свою очередь влияет на ее ассортиментную политику.
        Такое использование рекламы нетипично и является отличительной особенностью маркетинговой деятельности ГПИБ, а также еще раз подчеркивает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение средств маркетинга, что, в свою очередь, говорит о необходимости всестороннего изучения такого явления, как библиотечный маркетинг, и творческого применения его на практике.

 
Hosted by uCoz