Савич Л.Е.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
И РЕАЛИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ
        Закономерно возникает вопрос: от чего зависит привлекательность библиотечной работы, удовлетворенность своим трудом? Одни считают, что “материальный фактор не играет определяющей роли в характере отношений к профессии. Важнейшим является соответствие моральных потребностей личного характера и содержания труда”. Другие, например, Л.Г. Ефимова, приходят к следующим выводам: фактором, формирующим положительное отношение к труду, является возможность общения с читателями и литературой; благоприятно сказывается хорошая организация труда и моральный климат в коллективе. В то же время действуют и отрицательные факторы, такие, как физическое утомление, нервное напряжение, однообразие работы и сугубо технический характер отдельных библиотечных процессов.
        Американские специалисты, изучая удовлетворенность библиотечных работников своим трудом, используют” теорию двухмерной удовлетворенности” Ф. Герцберга, дифференцирующую два уровня потребностей: “гигиенический” и “мотивационный”. В категорию “гигиенический” включены факторы, формирующие контекст тру-довой деятельности: зарплата, санитарно-технические условия, техника безопасности, взаимоотношения с коллегами, начальством, подчиненными. В качестве “мотивационных” рассматриваются потребности, источник удовлетворения которых собственно профессиональная деятельность и степень самостоятельности в принятии решений. Большинство психологов - сторонников этой теории основываются на том, что природа удовлетворенности и неудовлетворенности различна: общая удовлетворенность трудом - результат действия одних факторов, а общая неудовлетворенность - других. За неудовлетворенность “отвечают” потребности “гигиенического” уровня, за удовлетворенность - “мотивационного”. При этом считается, что воздействие негативных факторов слабее и менее устойчиво во времени по сравнению с позитивными.
Практически все авторы, изучающие удовлетворенность трудом, отмечают значительное влияние на нее организации и условий практической деятельности. Основываясь на публикациях и имеющимся эмпирическом материале, правомерно сделать вывод, что организация и условия труда оказывают скорее положительное влияние на степень удовлетворенности, тогда как бытовые условия - наоборот.
        Если посмотреть по должностным группам, то оценку “нравится” чаще дают заведующие отделами и секторами, главные специалисты, работники с большим стажем, чем рядовые сотрудники и новички. Аналогичные результаты в 70-х гг. получили американские специалисты.
        В целом же “гигиенические” факторы, влияющие на удовлетворенность трудом, оказывают разнонаправленное влияние и поддаются группировке: отрицательно сказывается то, что связано с материально-технической базой, бытовыми условиями и услугами, более положительно оцениваются моменты, связанные с морально-психологическими, квалификационными характеристиками. Эти тенденции нельзя считать необратимыми.
        Анализ “мотивационных” факторов осуществить сложнее, так как они связаны с субъектами, без учета которых невозможно создание объективного знания. В качестве “мотивационных” факторов рассматриваются потребности, источник удовлетворения которых собственно профессиональная деятельность. В круг этих факторов должны войти представления о выполняемых функциях, привлекательности различных видов работ, степени творчества в труде, его психологической комфортности, реальных перспективах профессионального и должностного роста, удовлетворенности выполняемой работой и ее соответствии индивидуальным склонностям, способностям.
         Привлекательность функций, видов работ, труда в целом играет большое значение в оценке удовлетворенности профессиональной (практической) деятельностью. Очевидно, что названные составляющие должны согласовываться между собой. Мы в результате опроса получили противоречивые данные.
        Для привлекательности труда велико значение психологического комфорта, который складывается из отношений с коллегами и руководством (“гигиенический” фактор), отношения к труду, степени конфликтности в работе с читателями, трудностей объективного и субъективного характера, влияющих на ритм, темп, последовательность работы. Важнейшим “мотивационным” фактором удовлетворенности трудом является соответствие выполняемой работы способностям, склонностям сотрудника.
        Таким образом, удовлетворенность трудом складывается из многих показателей объективного и субъективного характера. Состояние удовлетворенности работой свидетельствует об уровне адаптации работника в данной производственной организации, т.е. о том, что предъявляемые к нему требования и предоставляемые ему возможности отвечают его потребностям и соответствуют его ориентациям, социальным установкам, направленности интересов. Однако главным фактором, влияющим на удовлетворенность трудом, является сам труд, его содержание и формы. 
Hosted by uCoz