Пашин А.И.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ
        Библиотечное дело как составная часть социальной инфраструктуры общества тесно связано с экономическими и политическими процессами, происходящими в нашей стране. Принятые в последние годы Конституция Российской Федерации, законы “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, “О библиотечном деле”, “Об обязательном экземпляре документов”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также законы субъектов Российской Федерации создали новую правовую основу деятельности библиотечных учреждений, изменили структуру и содержание управления библиотечным делом.
        Главной целью управления стало обеспечение прав человека, общественных объединений, народов и этнических групп на свободный доступ к книге и информации, свободное духовное развитие, приобщение людей к ценностям национальной и мировой культуры.
        Новые законы в корне изменили структуру управления библиотечным делом. В соответствии с ними значительная часть полномочий передана от центральных органов управления субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления и непосредственно администрации и коллективам библиотек, общественности. Проблемы управления библиотечным делом широко обсуждаются в печати. В частности, высказывается мнение, что в стране существует три уровня управления: федеральный, ведомственный и территориальный, что высшими органами управления библиотечным делом являются Администрация Президента и Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Думается, что это не совсем точно. Во-первых, потому что ведомственное управление действует на Федеральном уровне, и во-вторых, территориальный уровень в соответствии с Конституцией Российской Федерации подразделяется на уровни субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Неправомерно также утверждение о том, что высшими органами управления библиотечным делом являются Администрация Президента и Федеральное Собрание. Администрация Президента обеспечивает условия для нормального функционирования Президента и его аппарата и никакими управленческими функциями не обладает. Совет Федерации и Государственная Дума являются законодательными, а не исполнительными органами и управленческими функциями не наделены. Существующие в их структуре комиссии по культуре служат для изучения вопросов при подготовке законов и других законодательных актов.
        Сегодня в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом “О библиотечном деле” функционируют четыре уровня управления библиотечным делом: федеральный, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и администрации библиотек (централизованных библиотечных систем, территориальных библиотечных объединений и библиотечных территориальных комплексов).
        На федеральном уровне высшим органом управления является Правительство Российской Федерации, которое утверждает Федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы сохранения и развития культуры, осуществляет финансирование библиотечных учреждений и учебных заведений.
        Непосредственное управление библиотечным делом осуществляет Министерство культуры РФ и его отдел по делам библиотек. Оно готовит проекты законодательных актов, концепцию государственной политики в области библиотечного дела и вносит предложения в Правительство по вопросам, связанным с развитием, сохранением и использованием библиотечно-информационного потенциала, участвует в разработке федеральных, региональных, межрегиональных и международных программ в области библиотечного дела. Разрабатывает предложения по формированию сети учебных заведений, подготовке и переподготовке кадров библиотечных работников, осуществляет развитие и координацию международных связей в области библиотечного дела, координацию и проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта, организует работу по созданию системы автоматизации библиотечного дела. Министерство ведет работу по совершенствованию системы книгоснабжения библиотек, обеспечению сохранности и эффективного использования их фондов для удовлетворения запросов людей, осуществляет конкретное руководство федеральными библиотеками, оказывает консультатив-ную и практическую помощь библиотекам федерального и других уровней, содействует внедрению прогрессивных форм библиотечно-библиографического и информационного обслуживания граждан, а также решает возложенные на него задачи по взаимодействию с заинтересованными ведомствами и общественными организациями.
        На федеральном уровне руководство подведомственными им библиотеками осуществляют министерства и ведомства, общест-венные организации, имеющие библиотечную сеть. Задачи отраслевых министерств состоят в том, чтобы обеспечить наиболее полное удовлетворении информационных потребностей отрасли, используя межведомственные связи и интеграцию библиотек.
        Вторым уровнем является управление библиотечным делом исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Они разрабатывают и вносят на утверждение законодательных органов проекты законов в области библиотечного дела и других нормативных актов, осуществляет управление деятельностью библиотек, находящихся в их ведении, координируют и контролируют работу библиотек других ведомств, расположенных на их территории, обеспечивают гарантированное финансирование библиотек, сохранность фондов, реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.
        Третьим уровнем является управление библиотечным делом органами местного самоуправления. Они самостоятельно решают вопросы развития сети библиотек, их управления, финансирования, рационального использования библиотечных ресурсов для удовлетворения запросов населения на книгу и информацию.
        И, наконец, четвертым, низовыми звеном управления служит администрация библиотек (ЦБС, ГБО, БТК и др.). Они непосредственно управляет деятельностью библиотек обеспечивают библиотечное обслуживание граждан, сохранность фондов, самостоятельно определяют содержание и формы работы, осуществляют хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотечных услуг, развивают сотрудничество с библиотеками других ведомств и иностранных государств. 
        К сожалению, в профессиональной литературе недостаточно разрабатывают вопросы, связанные с функциями управления. Совершенно отсутствует упоминание о наиболее главной функции управления - финансировании библиотечного дела. Функция финансирования принадлежит всем субъектам управления: правительству Российской Федерации, исполнительным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, администрации библиотек, поскольку последним дано право заниматься хозяйственной деятельностью в целях получения дополнительных средств. От того, как будет реализоваться функция финансирования зависит и реализация других функций: прогнозирования, планирования, организации, стимулирования, координации, анализа, учета и контроля.
        В последнее время из научной литературы исчезло упоминание о такой функции управления как расстановка, подготовка и переподготовка кадров. О результатах недооценки этой функции хорошо известно на примере Российской государственной библиотеки. На современном этапе, когда идут осуществление программ информатизации библиотечного дела, компьютеризации библиотек, реализация общероссийского проекта “Книги в наличии и печати”, обучение кадров, их переподготовка должны стоять на первом месте.
        Жизнь выдвигает настоятельное требование уточнения функций управления централизованными библиотечными системами. В законе РФ “О библиотечном деле” дано новое определение ЦБС: “Централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование”. Данное определение меняет правовые отношения субъектов управления, входящих в ЦБС. Библиотеки-филиалы теперь могут оставлять часть управленческих функций за собой, не передавая их центральным библиотекам. К числу функций, находящихся в ведении филиалов или совместного управления можно отнести функции: планирования, стимулирования, расстановки кадров и ряд других. Функции же организации, координации, анализа, методической помощи могут принадлежать центральным библиотекам. Эти вопросы требуют пристального внимания исследователей. 
Hosted by uCoz