Езова С.А. 
ОБ УВАЖЕНИИ ЧУВСТВА
СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ЧИТАТЕЛЯ

        Демократизация нашего общества способствует обостренному осознанию людьми чувства собственного достоинства как главной личностной ценности. Особенно это характерно для молодежи.
        Попытаемся глазами молодых читателей (студентов и старшеклассников) взглянуть на то, как реализуются их притязания на уважение их человеческого достоинства библиотекарями отделов обслуживания в процессе их взаимодействия. Опрошено около 300 читателей ЦГБ и филиалов ЦБС г.Улан-Удэ (1995).
        Читатели ожидают уважительного к себе отношения, индивидуального подхода, знания библиотекарями их личностных особенностей, качеств (33%); 18% читателей раздражает то, что библиотекари в процессе обслуживания игнорируют их как личности, унижают их человеческое достоинство, проявляют невнимание к их запросам. Лишь 14% читателей отметили, что библиотекари проявляют к ним интерес. Негативное к себе отношение читатели распознают через язык телодвижений библиотекарей, в частности, 14% пользователей посетовали на то, что их встречают в отделах взглядом исподлобья, некоторые библиотекари избегают контакта глаз с читателями; обижают читателей и интонации библиотекарей: металлические нотки в голосе, оттенки пренебрежения, превосходства и многое другое.
        Ярким примером взаимоотношений библиотекарей с читателями служит процентное соотношение библиотекарей, которое определили читатели в предложенной им типологии (в ее основу легли Эгосостояния личности, разработанные Э. Берном в трансакционном анализе). 42% библиотекарей объективны в общении, т. е. ведут себя с позиции Взрослого, 44% - заботливы, внимательны, любят давать советы (даже когда не спрашивают). Это понимающие Родители, следовательно, их партнеры по общению - читатели - невольно занимают позицию Ребенка. По 7% приходится на авторитарных Родителей (самоуверенных, агрессивных, любящих поучать, наставлять) и естественных Детей (импульсивных, неуверенных, вспыльчивых).
        Читатели считают, что для возникновения их сотрудничества с библиотекарями последним необходимы такие качества, как доброжелательность (67%), внимание к читателю, его запросам (66%), доверие к пользователю (36%), умение поддержать, ободрить читателя (35%) и др.
        Читателям в анкете были предложены характеристики двух типов собеседников, разработанные выдающимся физиологом А.А. Ухтомским в учении о доминанте. Им следовало указать, встречали ли они эти типы среди библиотекарей (не обязательно в ЦГБ).
        24% читателей посчастливилось встретить библиотекарей - Заслуженных Собеседников, которые способны сосредоточить свое беспредельное внимание, безграничный интерес на читателе, во что бы то ни стало готовы помочь ему (принося для читателя даже свои собственные книги и т. п.).
        Однако значительно больше тех читателей (43%), которым приходилось за время своей читательской практики общаться с библиотекарями - Двойниками, которые не ориентированы на индивидуальность, самобытность собеседника, его интересы, потребности, личностные качества. Двойники не объективны в оценке читателя, они проецируют на него свои недостатки, стереотипы и т.п., т.е. унижают человеческое достоинство читателя.
        Таким образом, исследование высветило актуальность и значимость обозначенной проблемы для библиотечной практики, высшей и средней библиотечной школы, системы профессионального повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров.
Hosted by uCoz