Васильев А.Б.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ КАК НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК

        Формирование в России демократических общественных отношений и рыночной экономики делает все более значимой проблему информационной поддержки отечественного предпринимателя.
        Современный бизнесмен все чаще обращается к услугам библиотечно-информационных учреждений. Это утверждение подкрепляется цифрами.
        Показатель книговыдачи фонда Кабинета деловой информации (ГПНТБ) по тематике “Биржевое дело” за 1995 г. - 525 единиц хранения против 436 в 1994 г.; по тематике “Бизнес” - 1409 единиц хранения против 713; по тематике “Банковское дело” динамика роста еще выше - 1665 единиц хранения против 839.
        Коэффициент обращаемости фонда ГПНТБ упал в 1995 г. до 2 против 3,3 в 1993 г. и 2,5 в 1994 г. На этом фоне динамика роста книговыдачи деловой литературы свидетельствует, что среди потребителей библиотечной информации начала создаваться новая, относительно стабильная группа пользователей - предприниматели.
        Большинство российских предпринимателей - 95,71% - относятся к представителям малого бизнеса, 3,66% - к представителям среднего и 0,61% - к представителям крупного бизнеса. Таким образом, можно утверждать, что в современной РФ информационная поддержка востребуется преимущественно представителями малых форм предпринимательской деятельности.
        Среди информационных потребностей предпринимателя наиболее актуальными могут быть нижеследующие:

        1) квалифицированное ведение бизнеса;
        2) оптимизация методов внутриформенного управления;
        3) повышение качественного уровня деловых контактов;
        4) личностные потребности;
        5) систематический доступ к достоверной нормативно-правовой информации.

        Предпринимателям малого и среднего звена обращаться в библиотеку выгоднее, чем в информационно-коммерческие центры (ИКЦ), ибо согласно Федеральному Закону РФ “О библиотечном деле” потребителю гарантирован бесплатный доступ к основным информационным ресурсам.
        Стоимость дополнительных услуг в библиотеке традиционно ниже, чем в ИКЦ, ориентированных на большой бизнес.
        Библиотеке как институту информационной поддержки важно научиться работать в режиме коммерческой производящей фирмы, так как бизнесмен-заказчик будет платить только за действительно ценную платную услугу. Это подкреплено Федеральным Законом РФ “Об информации, информатизации и защите информации”, согласно которому информация является товаром и полноправным объектом купли-продажи.
        В данном контексте специалист службы деловой информации библиотеки одновременно выполняет функции библиографа, маркетолога и экономиста.
        Осуществляя информационную поддержку бизнес-структур, библиотека способствует развитию экономики регионов, поднятию их промышленного потенциала, возрождению народного хозяйства.
        В свою очередь, библиотека заинтересована в поддержке СМИ, властных структур. Необходима деловая интеграция с зарубежными коллегами, накопившими большой опыт в этой области. В западной Европе, к примеру, регулярно проводятся конференции и семинары на тему “Публичная библиотека как центр бизнес-информации”. Это положение подкрепляется Федеральным Законом РФ “О международном информационном обмене”.
        Постепенно к обслуживанию бизнес-интересов подключаются публичные библиотеки (областные, городские, районные), что лишний раз говорит о необходимости профильных, фундаментальных библиотековедческих исследований.

Hosted by uCoz