Степанова Н.Ю.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЩЕНИЯ

        Библиотечная профессия - профессия типа “человек-человек” . Каждому библиотекарю, независимо от того, работает он в читальном зале или отделе обработки литературы, необходимо обладать навыками межличностного общения: уметь слушать собеседника, говорить доброжелательно, вежливо, при необходимости, например, при проведении массового мероприятия, эмоционально и т.д.
        Особенностью структуры библиотечного общения является то, что оно происходит в библиотеке на трех уровнях:
        1. Общение между библиотекарями и читателями.
        2. Общение между библиотекарями.
        3. Общение между читателями.
        В специальной литературе как прошлых лет, так и современной библиотечное общение рассматривается как взаимоотношения между библиотекарями и читателями. Кажется непонятным, почему упус-кается из виду общение между библиотекарями и общение между читателями, ведь проблем здесь не меньше.
       Библиотекари составляют трудовые коллективы, где могут возникать конфликты; взаимоотношения между библиотекарями могут повлиять на взаимоотношения между библиотекарем и читателем.
       Изучение общения между читателями представляются не менее важным, так как в библиотеках в настоящее время проводится организация досуга для пользователей, например, создаются клубы по интересам.
       Если рассматривать отдельно взятые уровни библиотечного общения, то получается следующая картина:
    1. Библиотекарь-читатель
       Проблема общения библиотекаря и читателя существует практически с того времени, как стали создаваться сами библиотеки.
       До недавнего времени никто не интересовался мнением читателя о библиотекаре: каким хотят его видеть, что нравится и не нравится в реально существующих библиотекарях, что влияет на общение библиотекаря с читателями и т.д. Но именно от библиотекаря зависит, придет ли читатель еще раз в библиотеку или нет.
       При общении библиотекаря и читателей большую роль играет сложившийся в нашем обществе (по фильмам и книгам) стереотип библиотекаря как человека ”забитого”, не в меру услужливого и т.д., что оказывает негативное влияние на восприятие читателями библиотекаря как равного собеседника. Такое предубеждение читателей нужно разрушать - библиотекари имеют полную возможность предстать перед читателями эрудированными, доброжелательными, с чувством собственного достоинства собеседниками и т.д.
По мнению большинства читателей главным качеством библиотекаря должна являться любовь к людям. На их взгляд, библиотекарь должен быть прежде всего внимательным и вежливым, тактичным и доброжелательным. Библиотекари придерживаются того же мнения, что и читатели, но считают, что далеко не все библиотекари имеют эти качества. Инициативу в общении библиотекари и читатели оставляют за библиотекарем.
        Механизмами воздействия на читателей являются внушение и убеждение. Эффективность воздействия библиотекаря на читателя обусловлена его умением использовать эти механизмы.
        2. Библиотекарь-библиотекарь
Существует психология трудовых коллективов, применимая и к работникам библиотек.
Так как библиотечная профессия относится к профессиям типа “человек-человек”, то взаимоотношения между библиотекарями в коллективе оказывают влияние на взаимоотношения каждого отдельного библиотекаря с читателем.
В любом трудовом коллективе, в том числе и библиотечном, большое влияние на производительность труда оказывает психологический микроклимат коллектива, который, в свою очередь, зависит от системы отношений в обществе, а также от характера официальных организованных связей между членами коллектива. При неблагоприятном психологическом микроклимате между работниками библиотеки могут возникнуть конфликтные ситуации. Предупреждение и устранение таких ситуаций зависит главным образом от руководителя.
        3. Читатель-читатель
В библиотеке общение между читателями связано с определенным видом деятельности.
Иногда один читатель обращается к другому за нужной информацией. Это может происходить в случаях, когда библиотекарь производит отталкивающее впечатление внешним видом, манерой разговаривать или же читатель стесняется подойти к библиотекарю.
Люди, нуждающиеся в общении, часто становятся членами читательских клубов, посещают массовые мероприятия, которые проводит библиотека, участвуют в читательских конференциях и т.д.
При общении читателей друг с другом могут возникать конфликтные ситуации между участниками диспутов и дискуссий, а также между членами клуба. Работникам библиотек необходимо уметь оценивать различные ситуации и не допускать возникновения конфликтов.
Таким образом, на микроклимат библиотеки в целом влияют отношения между участниками общения на всех уровнях. Поэтому представляется необходимым изучить данные уровни и их взаимосвязи для оптимизации всей деятельности библиотеки.
 
Hosted by uCoz