Перевозкина Н.Ю.
КЛАССИФИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ 
В БИБЛИОТЕРАПИИ

         Библиотерапия - профилактическое и лечебно-реабилитацион-ное воздействие чтения на читателя (пациента). В библиотерапии основной является проблема выбора книги для конкретного читателя в конкретный момент его жизни. Для этого необходимо иметь классификации читателей и классификации текстов.
        Мы рассмотрим классификации художественных текстов, которые могут применяться в библиотерапии. При выборе основания для классификации в центре внимания неизбежно оказывается тот или иной слой художественного текста: идей, фактов (предметная изобразительность) или языка.
        Художественные тексты по направленности их идеи можно разделить на созидающие и разрушающие человеческую психику (ужасы, боевики).
        В.П. Беляниным предложена классификация текстов по мироощущению, которое они выражают. Различаются активные, светлые, веселые, красивые, простые, интенсивные и сложные тексты. Эту классификацию можно сравнить с делением литературы по художественному методу. Наиболее употребительные современные определения художественного метода: “способ отражения действительности, принцип ее типизации”, “принцип развития и сопоставления образов, выражающих идею произведения, принцип разрешения образных ситуаций”, “принцип отбора и оценки писателем явлений действительности”. Метод - общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности. Выделяют надиндивидуальные методы: классицизм, романтизм, символизм, разные этапы реализма. Авторское мироощущение выражается в художественном методе, и читатель через метод воспринимает это мироощущение. Метод проявляется в своеобразии слоя фактов и слоя языка.
       Слой фактов и слой языка характеризует и уровень художественности текста. Все художественные тексты можно разделить по уровню художественности - силе, с которой произведение направлено на утверждение идеи, целесообразности в привлечении и организации средств искусства.
       Можно выделить два вида художественных текстов, исходя из цели их создания:
       I. Тексты, предназначенные для удовлетворения художественной потребности - вся художественная литература (традиционная).
       2. Тексты, предназначенные для удовлетворения потребности в психотерапии; они создаются психотерапевтами и предназначены определенным группам пациентов.
       Рассмотренные классификации художественных текстов можно применять при индексировании, каталогизации, расстановке литературы, предназначенной для терапевтического воздействия, и в процессе выбора текста для читателя.
Hosted by uCoz