Кабачек О.Н.
ДЕТСКИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ: НЕАВТОРИТАРНЫЙ ПЕДАГОГ?
        В 1995-96 гг. нами было проведено комплексное экспериментально-психологическое изучение профессионального сознания российского библиотекарей. С помощью специально разработанных психодиагностических методик обследовано свыше 500 библиотекарей из разных регионов РФ, а также более 200 пользователей детских, публичных и учебных библиотек Москвы. В рамках этого исследования группа детских библиотекарей сопоставлялась с преподавателями разных групп: библиотекарями, обслуживающими взрос-лых, пользователями библиотек, лицами педагогических профессий, что позволило изучить разные грани профессии библиотекаря-педагога, специфику его менталитета. 
        Исследование показало, что такие гуманистические ценности, как “терпимость”, “уважение”, “личность”, “культура”, значимы для детских библиотекарей больше, чем для их коллег из других типов библиотек. Большее значение придают детские библиотекари и таким понятиям как “творчество”, “развитие”, “повышение квалификации”. Это может быть объяснено своеобразием положения группы детских библиотекарей: являясь библиотечными работниками, они одновременно находятся в сфере педагогики, занимаясь педагогической по характеру деятельностью. Ее структура и диктует приоритет указанных выше понятий. “Развитие” является конечной целью педагогической деятельности; “творчество”- ее методом; “личность” - субъектом и целью деятельности; “культура” - источником развития и базовым принципом деятельности и т.п. Педагогическая деятельность задает и необходимый уровень понятия коммуникативных установок и нравственных ценностей: уважения, терпимости. Таким образом, маргинализм специализации “библиотекарь-педагог” определяет иное системное строение профессионального сознания, чем у библиотекарей других специализаций (более выраженная направленность на отдельный результат деятельности: развитие личности читателя и самого библиотекаря; усиление гуманистических и коммуникативный установок).
        Так, детские библиотекари, в отличие от своих коллег из других типов библиотек, в числе “самого важного для библиотечной деятельности” чаще называют все то, что относится к личности библиотекаря, его профессиональным ценностям и установкам, упоминают высокие требования, касающиеся сферы общения в библиотеке. Их видение профессиональной деятельности и профессиональных задач представляет собой более сложное системное образование, включающее в качестве необходимого системообразующего элемента ряд духовных и психологических понятий. В целом место субъективного фактора в структуре библиотечных ценностей (материальных и идеальных) у детских библиотекарей выше, чем у их коллег.
        Тот факт, что “информационный” блок понятий (“знание”, “книга”, “фонд”, “информация” и “эрудиция”) наиболее популярен именно у детских библиотекарей, по-видимому, также связан с педагогическими задачами, стоящими перед ними, способствующими лучшему осознанию предметного содержания своей деятельности.
        По сравнению с учителями средних школ, УВК и воспитателями детских садов библиотекари представляются более педантичными, скромными и, главное, более направленными на удовлетворение потребностей конкретного ребенка, воспринимающими его в качестве субъекта межличностного общения. Для детских библиотекарей, в отличие от других педагогов, осознаваемым критерием эффективности профессиональной деятельности является желание ребенка-читателя общаться с библиотекарем, чувствовать себя в библиотеке комфортно. Однако читатели - учащиеся 1-2 классов московских школ все-таки чаще воспринимают современного библиотекаря как “госпожу надзирательницу”, а не как желаемую ими “фею радости” (данные рисуночного теста). 
         Таким образом, хотя профессиональные установки детских библиотекарей в целом представляются более гуманистическими, более ориентированными на потребности детей по сравнению с установками других групп отечественных педагогов, они еще не совпадают с пожеланиями читателей младших возрастных групп. Детским библиотекарям как представителям массовой педагогической профессии предстоит осваивать неавторитарную педагогику, не оглядываясь и не подстраиваясь - как раньше - под традиции школьной педагогики, но напротив, своими поисками и находками подавая пример работникам образования. И тогда детская библиотека выживет.
Hosted by uCoz