Концепция библиотеки как четырехэлементной системы уже достаточно известна
в библиотековедении. Годы, минувшие со времени ее выдвижения (1976), свидетельствуют
о ее продуктивности, поскольку она стала:
а) методологической основой для разработки ряда частных библиотековедческих
проблем;
б) вышла за пределы библиотековедения и положена в основу документно-коммуникационной
науки, а также - в отдельных случаях - книговедения.
На базисе этой концепции представляется возможным унифицировать и системно
упорядочить знания о каждом из четырех элементов библиотеки, представив
каждый из них в виде трехуровневой иерархической структуры: система - подсистема
- элемент.
В таком случае “Библиотечный фонд” предстанет как система, разделенная
на подсистемы - подфонды и доведенная до элементарного уровня - документы.
“Контингент пользователей” как система дезагрегируется на подсистемы, в
роли которых выступают отдельные группы пользователей, выделяемые по различным
признакам. Элементом этой системы является отдельный пользователь.
“Библиотечный персонал” как система разделяется на подсистемы “административно-управленческий
персонал”, “вспомога-тельный персонал”, “инженерно-технические работники”
и “библио-течные специалисты”. Элементарный уровень представлен “библио-течным
сотрудником”.
“Материально-техническая база библиотеки” на подсистемном уровне делится
на “материальную базу” и “техническую базу”, а на элементарном ее составляют
в первом случае “рабочее место”, во втором - “техническое устройство”.
При необходимости та или иная подсистема может быть декомпозирована и далее,
т. е. быть разделена на подсистемы убывающих порядков, и в конечном счете
все равно доведена до элементарного уровня.
Предложенный подход организовывает библиотековедческое знание. В случае,
если этот подход кладется в основу структурирования частных библиотековедческих
учебных дисциплин, преподавание методически существенно облегчается.
В свете современных представлений элементами библиотеки как системы являются
“библиотечный фонд”, “контингент пользователей”, “материально-техническая
база библиотеки” и “библио-течный персонал”. В общебиблиотековедческом
плане задача состоит в нахождении правильных терминов для обозначения подсистем
библиотеки. |