Остапов А. И. |
БИБЛИОТЕКИ КАК СЛОЖНОИНТЕЛЛЕКТНАЯ СИСТЕМА |
Глобальная мировая компьютеризация и развитие новейших информационных технологий вызывают острую необходимость в новых методологических подходах к осмыслению сущности библиотек и их классификации. Наиболее адекватным подходом к пониманию смысла существования, структуры и функций библиотек является интеллектный подход, т.е. анализ этих учреждений как интеллектуальных систем. Библиотеки обладают многоуровневой сложноинтеллектной архитектоникой знаний, отличающейся содержанием, объемом и охватом фондов, методами работы с документами, информацией и знаниями, степенью свернутости (развернутости) информации, наконец, плюрализмом концепций, запросов и коммуникативно-познава-тельных потребностей пользователей. Поэтому в качестве критерия классификации библиотек целесообразно применять критерий их интеллектуальной сложности. Данный критерий позволяет выделить два класса библиотек: документные и когнитивные. Документные библотеки относятся к классу интеллектных подсистем средней сложности, поскольку процессы комплектования документных фондов, обработки документов и обслуживания документами, как правило, являются вспомогательными и обычно не связаны с процессами высокого когнитивного уровня (генерирования новых идей, проектов, технологий).
Когнитивные библиотеки, в отличие от документных, принадлежат к классу
наиболее сложных интеллектных подсистем, поскольку они функционируют в
режимах порождения, накопления, обработки новых знаний и знаниевого сервиса,
т.е., как правило, не являются вспомогательными процессами средней сложности.
Предложенная классификация библиотек по наиболее сущностному основанию - критерию их интеллектной сложности - позволяет не только методологически верно и практически целесообразно подходить к определению социокультурного вклада библиотек в духовное производство, но и дает возможность ранжировать размеры заработной платы сотрудников библиотек в прямой зависимости от сложности интеллектуальной деятельности в библиотеках разных классов и подклассов. |