Остапов А. И.
БИБЛИОТЕКИ КАК СЛОЖНОИНТЕЛЛЕКТНАЯ СИСТЕМА

        Глобальная мировая компьютеризация и развитие новейших информационных технологий вызывают острую необходимость в новых методологических подходах к осмыслению сущности библиотек и их классификации. Наиболее адекватным подходом к пониманию смысла существования, структуры и функций библиотек является интеллектный подход, т.е. анализ этих учреждений как интеллектуальных систем.
        Библиотеки обладают многоуровневой сложноинтеллектной архитектоникой знаний, отличающейся содержанием, объемом и охватом фондов, методами работы с документами, информацией и знаниями, степенью свернутости (развернутости) информации, наконец, плюрализмом концепций, запросов и коммуникативно-познава-тельных потребностей пользователей. Поэтому в качестве критерия классификации библиотек целесообразно применять критерий их интеллектуальной сложности. Данный критерий позволяет выделить два класса библиотек: документные и когнитивные.
        Документные библотеки относятся к классу интеллектных подсистем средней сложности, поскольку процессы комплектования документных фондов, обработки документов и обслуживания документами, как правило, являются вспомогательными и обычно не связаны с процессами высокого когнитивного уровня (генерирования новых идей, проектов, технологий).

        Когнитивные библиотеки, в отличие от документных, принадлежат к классу наиболее сложных интеллектных подсистем, поскольку они функционируют в режимах порождения, накопления, обработки новых знаний и знаниевого сервиса, т.е., как правило, не являются вспомогательными процессами средней сложности.
        Класс документных библиотек включает три подкласса: 1) нормодокументные, 2) гипердокументные, 3) документно-информацион-ные. К нормодокументным библиотекам относятся библиотеки с неполным универсальным, отраслевым или специальным фондом, в которых используется преимущественно традиционная документная технология. Гипердокументные библиотеки отличаются от первых почти полным или исчерпывающим универсальным, отраслевым или специальным фондом, применяют в основном традиционную документную технологию в своей работе. Документно-информационные библиотеки обладают исчерпывающим универсальным, отраслевым или специальным фондом и активно используют, наряду с традиционной документной технологией, новейшие информационно-компью-терные технологии и средства для составления библиографической, реферативной и обзорной информации в разных сферах профессиональной деятельности. 
        Класс когнитивных библиотек подразделяется на три подкласса: 1) гиперинтеллектные, 2) высокоинтеллектные, 3) суперинтеллектные. К гиперинтеллектным библиотекам относятся такие библиотеки или их подразделения, которые генерируют новые знания (концепции, идеи, проекты, технологии, прогнозы) в области своей профессиональной деятельности (библиотечно-библиографической и информационной) и используют в своей работе как фонд данной библиотеки, так и фонды гипердокументных и документно-информа-ционных библиотек. Высокоинтеллектуальные библиотеки отличаются от гиперинтеллектных более универсальной знаниепорожающей способностью и используют в своей деятельности фонды, информацию и знания из гипердокументных, документно-информаци-онных и гиперинтеллектных библиотек. Суперинтеллектные библиотеки обладают, в отличие от гипер- и высокоинтеллектных библиотек, универсальным характером порождения знания в различных сферах человеческой деятельности и используют в своей работе информацию и знания из документно-информационных, гиперинтеллектных и высокоинтеллектных библиотек.

        Предложенная классификация библиотек по наиболее сущностному основанию - критерию их интеллектной сложности - позволяет не только методологически верно и практически целесообразно подходить к определению социокультурного вклада библиотек в духовное производство, но и дает возможность ранжировать размеры заработной платы сотрудников библиотек в прямой зависимости от сложности интеллектуальной деятельности в библиотеках разных классов и подклассов.

Hosted by uCoz