Олзоева Г.К.
БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 

        Демократические изменения, произошедшие в в нашей стране, повлекли за собой широкое распространение массовой культуры. В отечественной публицистике неоднократно раздавались голоса о бесконтрольном распространении худших ее образцов в виде аудио-, видео- и книжной продукции. Для европейских стран эта проблема встала в 60-е гг., когда озабоченная экспансией американской массовой культуры общественность начала вести целенаправленную работу за сохранение самобытной национальной культуры. Встает вопрос о месте библиотеки как учреждения культуры в контексте массовой культуры. Верная формулировка Н.А. Рубакина о том, что библиотека- отражение вселенной, предполагает, что продукция массовой культуры, воплощенная в различных документах, является составной частью фонда. В Федеральном Законе о библиотечном деле и Манифесте ЮНЕСКО о публичных библиотеках провозглашена свобода доступа к любой информации. Это в полной мере относится и к массовой культуры. Однако в тех же документах говорится, что библиотека должна способствовать образованию, обогащать духовную жизнь человека, содействовать приобщению к достижениям мировой культуры.
        Отечественное библиотековедение традиционно рассматривает наряду с фундаментальными функциями библиотек и ее педагогическую функцию. Достаточно аргументирована она в работах В.И. Терешина, который подчеркивает недопустимость авторитарного влияния, командного руководства чтением, обосновывает необходимостью создания условий для самообразования, саморазвития личности. 
        Известно, что массовая культура, синонимами которой являются популярная культура, индустрия развлечения, коммерческая культура, в отличие от высокой, элитарной культуры, рассчитана на невзыскательный вкус, играет на самых примитивных чувствах публики.
        Однако, как отмечают специалисты, она выполняет определенные, достаточно значимые функции. Работники библиотек должны знать, что читатели этой литературы с ее помощью снимают стрессы, компенсируют дефицит в реальной жизни ярких впечатлений, лирических отношений, сильных эмоций и т.д.
        Важнейшее достижение демократии - свобода печати и информации показала, что читатели оказались в сложнейшей ситуации выбора. В условиях господства коммунистической идеологии отбор осуществлялся цензурой, и наши читатели и библиотеки были ограждены от низкопробной литературы. Оказалось, что в условиях свободы осуществить выбор в пользу высокохудожественной литературы под силу не всем. 
        Не готовыми к этой ситуации оказались и работники библиотек. Исследования по культуре чтения библиотекарей констатируют невысокий уровень литературно- художественного вкуса у некоторой их части. Их личные вкусы, несомненно, окажут влияние на читателей. И массовые мероприятия, проводимые ими, могут быть проводниками массовой культуры.
        Сложившаяся ситуация предъявляет особые требования к подготовке кадров библиотекарей. Проблема массовой культуры должна рассматриваться в изучаемых курсах. Особое место занимают курсы литературы. Студенты должны быть ориентированы не только в классической литературе, но и в той, что пользуется конъюнктурным успехом у определенных слоев читателей. Изучение жанров детектива, фантастики, триллера, женского романа должны рассматриваться с позиций научного литературоведения. Будущий библиотекарь должен уметь оценить достоинство классика и в то же время помочь читателю в оценке, скажем, романа Крестовского “Петербургские трущобы”.
        Современная библиотека оказалась практически единственным бесплатным учреждением культуры, и она должна, предоставляя читателям свободу выбора, все же приобщать их к подлинным ценностям. 
Hosted by uCoz