Кормишина Г.М.
О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК 

        На протяжении десятилетий библиотековеды активно исследуют проблемы методического руководства библиотечным строительством. Интерес к проблеме еще более возрос в связи с необходимостью рационального построения системы органов управления библиотечным делом, изменения их функций и методов работы. Вместе с тем дискуссии о сущности, роли и функциях методической работы не видно конца.
        Наиболее уязвимая сторона теории и практики методической деятельности - отсутствие единого всесторонне обоснованного представления о ее сущности. Отсутствие ответа, казалось бы, на сугубо теоретический вопрос: “Что является сущностным содержанием методической деятельности?” - отражается на практике. И это закономерно, поскольку сущность явления предопределяет характер его возможных преобразований.
        Анализ различных трактовок сущности методической деятельности библиотек показал, что большинство их строится на функциональном подходе. Определяя многофункциональный характер методической деятельности, исследователи, как правило, выделяют организационную, информационную, педагогическую и исследовательскую функции. В свою очередь, любая из названных функций может быть представлена как сущность.
        Тем не менее наибольшее признание получила управленческая концепция: методическая деятельность - составная часть управления, форма управления библиотечным делом.
        Относительно новая точка зрения на сущность методической деятельности принадлежит С.А. Басову. Методическая работа в своей основе определяется им как процесс управления нововведениями. Такая трактовка, на наш взгляд, значительно сужает область деятельности библиотек-методических центров, которые не только управляют инновационным процессом, но и прилагают немалые усилия для того, чтобы воспроизводство определенных процессов осуществлялось в соответствии с нормами, обеспечивая нормальное функционирование библиотечной сети. 
         Предложение И.М. Сусловой о реорганизации методических служб в профессиональные консультационные организации, бесспорно, заслуживает внимания библиотечной общественности. Но, возникает вопрос: если штат методистов будет сокращен, то кто будет выполнять такие функции как анализ, планирование, контроль деятельности сети библиотек?.
         Не исключена возможность реорганизации методических отделов в консультационные центры. Но, в таком случае потребуется восполнить необходимые подразделения в структуре органа управления. В противном случае директор областной библиотеки, директор ЦБС будет не в состоянии управлять подведомственной сетью библиотек, не нарушая при этом масштабов управляемости.
         Проанализировав практику библиотек-методических центров с точки зрения наличия в нем процессов управления, мы пришли к выводу, что методическая деятельность - это процесс управленческий. Именно методисты (в том числе ведущие специалисты, осуществляющие методическую деятельность) выполняют функции управления и, следовательно, являются представителями управленческого труда.
         По-нашему глубокому убеждению, имеет место управленческая деятельность библиотек-методических центров, которая в корне своем ничем не отличается от функций органа управления.
         Анализ методической практики библиотек привел нас к выводу о том, что методисты своей деятельностью восполняли и восполняют пробелы в системе управления. И сегодня преобразование деятельности методических служб идет в русле основных положений теории управления, менеджмента. Именно методические отделы начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления - маркентингом, именно методисты первыми освоили и внедрили новые методы хозяйствования в практику библиотек. Изучение и внедрение полезных новаций из зарубежного опыта менеджмента так же стало одним из направлений деятельности методических служб. Следует признать, что все представленные новации методистов являются прерогативой органов управления.
          Любая из существующих концепций развития методических служб может быть реализована на практике. Правда, в большинстве случаев обязательным условием их реализации является восполнение необходимых элементов в структуре управления. Сегодня же методические центры по мере сил обеспечивают управляемость подведомственной сети библиотек, хотя, бесспорно, нуждаются в реорганизации своей деятельностью.
          Признание управленческой сущности методической деятельности позволяет утверждать, что совершенствование работы научно-методических центров зависит от успешного внедрения в методическое руководство библиотеками основных положений теории управления, от использования в методической практике перспективных методов управления. Подчеркнем, речь идет не о совершенствовании управленческих аспектов методической деятельности с использованием отдельных положений теории управления, а о перестройке работы органов управления и библиотек-методических центров с целью создания действенного механизма управления библиотечной сетью.
           Начинать нужно с правового обеспечения методической деятельности библиотек, которое видится в делегировании полномочий по управлению подведомственной сетью библиотек методическим центрам.
          Признание управленческой сущности методичной деятельности позволяет говорить о необходимости приоритетного государственного финансирования данного направления деятельности библиотек. Нельзя отдавать на откуп библиотек решение вопроса о существовании или ликвидации методических отделов. В методической деятельности, прежде всего, должно быть заинтересовано государство, ответственное за развитие библиотечного дела.
          Предвидя возражения оппонентов, все же рискну предположить, что несмотря на обилие диссертационных исследований, статей, касающихся методической деятельности библиотек, теории методического руководства не существует. Фактически все исследователи пытались подвести теоретическую базу под практику библиотек-методических центров, хотя вряд ли стоит тратить творческий потенциал на обоснование специфики и своеобразия методической деятельности библиотек как особой формы управления библиотечным делом. Нам представляется целесообразным строить организационную структуру управления библиотечным делом, опираясь на основные положения теории управления
 
Hosted by uCoz