Дунаева Т.Г.
К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
 БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

        На каком бы высоком абстрактном уровне ни проводились теоретические исследования, с течением времени они так или иначе оказывают влияние на практическую деятельность. Негативное влияние теоретических воззрений, возникших еще при формирование общего представления о библиографии как о научной дисциплине в конце XIX - начале XX в., можно проследить на организации библиографического обеспечения специалистов научными библиотеками. Как известно, дискуссия между сторонниками академического, исчерпывающе-описательного и рекомендательного, педагогического, просветительного направлений в библиографии особенно обострилось в 20-е гг. как борьба между представителями т. наз. “чистой” библиографии и приверженцами “практической” библиографии.
        Академическая позиция представляла библиографию как исчерпывающе-описательную науку о книге. Практическая же библиография активно вовлекалась в сложную сферу общественной жизни, в решение практических, идеологических, образовательных, воспитательных, хозяйственных и др. задач. Хотя эти термины тогда еще не употреблялись, можно констатировать, что представление “академиков” о библиографии основано на одной части объекта библиографирования - на книгах без учета потребностей. Впоследствии назначением библиографии они напрямую признавали исчерпывающе  полное выявление произведений печати, полное и точное их библиографическое описание и классификацию. “Общественники”, наоборот, выступали за тесную связь с потребностями общественного развития, актуальными задачами просвещения, культуры, впоследствии обвиняя сторонников “академического” направления как представителей буржуазной, описательной библиографической школы, отвергающей значение поисковой, коммуникативной функций библиографической информации. Именно поэтому в году становления и расцвета тоталитарного режима в стране приоритетное развитие получила рекомендательная библиография вначале в рамках различных структурных подразделений Наркомпроса, на страницах критико-библиографических журналов, впоследствии в специальных библиографических центрах и с середины 30-х гг. в библиотеках.
        Идейное размежевание “академиков” и “общественников” основано на ограничительном понимании общественных функций библиографической информации, на распространении представителями практической библиографии одной функции библиографической информации на всю библиографию, что отрицательно сказалось на развитии научно-вспомогательной библиографии. Этот вид библиографии, призванный представлять полную информацию для специалистов и ученых независимо от мировоззренческих разногласий, от идеологических ограничений, слабо развивался, сильно отстал от потребностей науки и производства. Это привело к возникновению в 50-60-х гг. в нашей стране (в отличие от других государств) наряду с научными библиотеками системы информационных институтов, центров, бюро и других служб с параллельными фондами научной литературы. А это, в свою очередь, обусловило снижение роли универсальных научных библиотек в информационном обеспечении ученых и специалистов, их исключение из ГСНТИ. Трудно переоценить значение итогов исследования “Библиотека и научная информация” в преодолении этой тенденции. Если бы в нашей стране для выполнения функций исчерпывающе полного учета и государственной регистрации произведений печати, вышедших в России, и текущего информирования о них не были уникальные библиографические учреждения - книжные палаты, государственную библиографию ждала бы такая же участь, что и научно-вспомогательную.
        Таким образом, ограниченность теоретических воззрений на общее представление библиографии, на общественные функции библиографической информации конца XIX - начала XX в., затем в 20-30-х гг. предопределила негативные явления в библиографической практике 60-70-х гг.
        Временной разрыв между сегодняшней парадигмой библиографии и ее практической реализацией, по-видимому, будет намного короче. Споры: ограничиваться ли при библиографировании документами или использовать библиографический метод как метод оперирования и другими информационными объектами (смыслами, текстами) в практической деятельности в недалеком будущем, думается, закончится созданием информационно-поисковых систем, представляющих идеографической и документографической информации. Весь вопрос в том, где будут создаваться такие ИПС: в библиотеках или опять за их пределами.  
Hosted by uCoz