Гукова В.Г.
ПРОБЛЕМЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УЧЕТА И ПОДГОТОВКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАТЕЛЕЙ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          Конституция Российской федерации провозгласила практику открытости и доступности правовой информации. В соответствии со ст. 15 (п.3) “...нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения”. Ст. 24 (п.2) обязала органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц”...обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы “
        Важным шагом на пути реализации данного конституционного права граждан России явилось принятие Федерального закона №77-ФЗ от 29 дек. 1994 г. “Об обязательном экземпляре документов”. Закон обязал все органы власти Российской Федерации доставлять в Парламентскую библиотеку РФ после утверждения и регистрации по два обязательных бесплатных экземпляра официальных документов. В свою очередь, на Парламентскую библиотеку возложено комплектование обязательного бесплатного экземпляра официальных документов Российской Федерации, его библиографический учет, обеспечение сохранности и использования, подготовка библиографической и статистической информации о нем, в том числе выпуск информационных изданий. В целях распространения в обществе информации об официальных документах, информационного обеспечения деятельности органов власти, оказания помощи в нормотворческом процессе, а также осуществления государственной библиографической регистрации и учета официальных документов Российской Федерации с 1996 г. Парламентская библиотека начала выпуск серии государственных библиографических указателей, предназначенных для широкого круга читателей. В их числе входят следующие указатели: “Официальные документы органов государственной власти Российской Федерации “, “Официальные документы органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, “Официальные периодические издания”.
        В соответствии с решениями Международного конгресса по национальной библиографии (Париж, 1977 г.), утвердившего жесткий минимум документов, предназначенных для первоочередного учета в органах текущей национальной библиографии, официальные издания входят в этот минимум. Однако в СССР государственная библиография официальных изданий отсутствовала. Поэтому при подготовке своих указателей Парламентская библиотека учитывала в основном зарубежный опыт. Следует отметить, что текущие библиографии официальных изданий существуют почти во всех западноевропейских странах, в США, Японии, Австралии, Канаде и ряде других государств. Их издателем выступает или специальная государственная организация ( в США, Великобритании), или национальные и парламентские библиотеки ( в Австралии, Дании, Нидерландах, Финляндии, Швеции). В большинстве указателей используется международное стандартное библиографическое описание и приводятся индексы официальной (правительственной) классификации, используемой в той или иной стране для систематизации законодательства. Широко распространена группировка библиографических записей в алфавите названий органов власти (коллективных авторов).
        Подготовка государственных библиографических указателей осуществляется Парламентской библиотекой РФ с учетом требований, предъявляемых к текущей национальной библиографии, а именно: учет документов по государственно-территориальному принципу и на основе закона об обязательном экземпляре документов; определение критериев отбора и создание системы органов текущей национальной библиографии официальных изданий; многоаспектное раскрытие содержания документов с помощью принятого классификатора и вспомогательных указателей; максимальное сокращение информационного интервала, выдача на выходе не только печатных изданий, но и на магнитных носителях; высокий уровень стандартизации описания. Соблюдение перечисленных требований является необходимым условием успешности работы по библиографированию официальных изданий.
        Одной из наиболее сложных проблем подготовки государственных библиографических указателей было определение принципов отбора официальных документов. В каждом из трех указателей они имеют свою специфику. Но в целом их можно сформулировать следующим образом:

        достоверность - предметом библиографирования выбраны или периодические издания, официальный статус которых определен специальным законодательством, или документы органов власти, напечатанные в этих изданиях;
        полнота и актуальность состояния - выполнение данного принципа гарантируется Федеральным законом “Об обязательном экземпляре документов” (пока еще не все органы власти приступили к реализации данного закона);
        доступность - периодические источники опубликования официальных документов, сведения о которых включаются в указатели, широко распространяются по подписке, что позволяет говорить о доступности этих документов подавляющему большинству граждан. В свою очередь, органы власти, библиотеки и другие организации на территории Российской Федерации должны получать указатели путем бесплатной рассылки на бумажных носителях и при необходимости приобретать их в машиночитаемой форме;
        оперативность - указатель “Официальные периодические издания” будет выходить раз в полгода и содержать информацию об изданиях, поступивших в Библиотеку в течение полугодия. Два других указателя - ежемесячно и включать сведения о документах текущего и предыдущего годов по мере их поступления в Библиотеку. В дальнейшем предстоит решить вопрос о подготовке кумулятивных выпусков.

        В значительной степени проблемы подготовки национальной библиографии официальных документов связаны с отсутствием терминологической четкости и однозначности в понимании дефиниции “официальные документы”.
        В российской законодательстве и международных правовых актах данный термин понимается очень широко. Парламентская библиотека начала библиографический учет с регистрации российских правовых актов и официальных источников их опубликованию. По мере накопления опыта библиографирования и уточнения типологии официальных изданий круг включаемых в государственные библиографические указатели видов официальных документов, очевидно, будет расширяться.
 

Hosted by uCoz